Ересь русофобии против Русского мира


Протоиерей Андрей Новиков

Источник: sedmitza.ru

Недавно на сайте проекта «Public Orthodoxy» («Общественное Православие»), принадлежащего Фордхемскому университету (США), опубликован очередной церковно-политический документ, направленный против позиции Русской Православной Церкви в межправославном диалоге. Данная публикация с крайне претензионным названием — «Декларация об учении о «Русском мире»— отличается от иных заявлений в этом роде обилием неэтичных, а порой и просто грубых, и, очевидно, надуманных обвинений, внутренне противоречивых высказываний, искажением как позиции Русской Православной Церкви в целом, так и вполне конкретных заявлений. Протоиерей Андрей Новиков критически разбирает эту публикацию и дает ей полемический ответ.

12 марта 2022 г. на сайте проекта «Public Orthodoxy» («Общественное Православие») Фордхэмского университета была опубликована «Декларация об учении о «Русском мире»».[1] Авторы этой декларации, презентующие себя в качестве самоназначенных прокуроров и судей Русской Православной Церкви и Российского государства, выдвигают одновременно обвинения и приговор концепции (которую почему-то упорно называют «учением») Русского мира, а также Русской Православной Церкви, лично Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, России, русской языковой и культурной общности. Стилистика и уровень аргументации (вернее, ее отсутствие) этой составленной в США декларации, очень грубый русский перевод с английского выдают то, что она была состряпана второпях с целью «выстрелить» в актуальной американской политической повестке, захлебывающейся от русофобии. Кто-то в Соединенных Штатах, очевидно, решил выбить из-под ног русского народа самую главную его опору – Православие, и заказал рассматриваемый текст от лица как бы православных богословов. Впрочем, не стоит переоценивать значение фордхэмской декларации. Она представляет собой позицию исключительно ее авторов и подписантов, многие из которых давние записные русофобы, а некоторые вообще не имеют никакого отношения к Православной Церкви.

Показательно лицемерие авторов декларации. Они требуют от православных христиан под страхом осуждения («мы решительно осуждаем») принятия мнения неизвестного автора Послания к Диогнету о том, что «христиане проживают в своих странах, но только как пришельцы» и поэтому «всякая чужбина – их дом, и всякий дом – чужбина». И при этом в самом девизе проекта «Общественное Православие», прямо над текстом декларации значится: «Соединяя церковное, академическое и политическое». А на странице, поясняющей цели и задачи функционирования проекта, являющегося центром изучения православного христианства Фордхэмского университета, указывается, что центр «создает картину», в том числе, и «геополитического охвата» Православия[2], разумеется, того, что они сами считают «православием».

Руководители проекта «Общественное Православие» почему-то (понятно, почему) в презентационной фотографии на своем сайте позируют на фоне не «чужбины» и не символов Небесного отечества, а на фоне флага США. Сооснователями проекта являются два архонта Константинопольского патриархата в США, один из которых гордится солидными грантами от своего не небесного, а вполне земного американского отечества, а важной «заслугой» другого, что также указано на сайте проекта, является «тщательное изучение и разъяснение православно-христианской ценностно-этической концепции» с позиции философской идеи… убежденного безбожника, фрейдомарксиста, постмодерниста и открытого гомосексуалиста Мишеля Фуко.

Полное название университета, на базе которого опубликована декларация и действует проект «Общественное Православие» — Иезуитский университет Нью-Йорка. Университет, открыто продвигающий в своих стенах и в обществе «разнообразие и инклюзивность», приветствуемые во всех формах, в том числе, «гендерной, культурной, сексуальной ориентации»[3]. Так что вот такое «православие». Учитывая такой бэкграунд декларации и содержание ее текста, документ можно смело назвать «богословским манифестом Демократической партии США». Складывается впечатление, что для авторов этого манифеста только русским христианам нельзя быть со своим Отечеством, своей традицией, культурой и историей, у них же самих все в порядке с верностью заокеанскому отечеству, его политическим принципам, целям и задачам. И грех нашей Церкви и нашего народа состоит в том, что они не разделяют эту верность.

Любопытно, кстати, и то, что, голословно обвиняя концепцию Русского мира в гностицизме и манихействе, требующие от русских христиан решительно разорвать со своим Отечеством подписанты фордхэмской декларации ссылаются на вышеупомянутое Послание к Диогнету, автор которого сам не избежал гностического влияния («Незримая душа хранится в темнице (φρουρεῖται) зримого тела». К Диогнету, 6).

Читая фордхэмскую декларацию, не покидает ощущение, что в ней представлена какая-то иная доктрина, существенно отличающаяся от того, что в разные годы было сказано Святейшим Патриархом Кириллом о Русском мире и его ценностях. Авторы декларации не скупятся на оскорбительные и необоснованные ярлыки, одновременно избегая прямых цитат. Они говорят о «ереси» Русского мира, которую они отвергают, о «гнусном и не имеющем оправдания учении при потворстве Русской Православной Церкви», учении, «глубоко нехристианском, неправославном и враждебном человечеству». В качестве составляющих этого учения указывается положение о некоей «наднациональной русской сфере влияния» с «единым политическим центром» для «этнически русских и русскоязычных людей по всему миру», в рамках которого Московский Патриарх «действует в «симфонии» с одним для всех президентом/национальным лидером (Путиным), который управляет этим Русским миром». Утверждается, что этот Русский мир противостоит не только развращенному Западу, но и «народам Европы». Наш Патриарх обвиняется в навязывании «поклонения перед Святой Русью». «Ведущие деятели Московского Патриархата» обвиняются в «принципе национального устройства Церкви», распространении «лжеучения этнофилитизма», которое якобы «лежит в основе идеологии Русского мира».

Увлекшись навешиванием ярлыков, обличители не замечают явных внутренних противоречий в своих обвинениях. Так, сначала они обвиняют священноначалие Русской Православной Церкви в продвижении наднациональности русской цивилизации, а двумя абзацами ниже – в принципе национального устройства Церкви и этнофилитизме. Вы уж определитесь, друзья. А то у вас получается, как в известной басне Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Всякий, кто читал и слушал слова Святейшего Патриарха Кирилла о Русском мире, легко увидит, что предъявленный набор обвинений – не более чем клевета и манипуляция. Вот, например, подлинные слова Его Святейшества:

«Россию отличают от других стран наличие многих национальностей, различных религий; но самое главное, что отличает Россию, от других стран, это ее история, ее традиция и система ценностей, которые в этой стране по милости Божией сохранились… Русский мир — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир — от киевской купели крещения. Русский мир — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную».

По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, Русский мир — это цивилизационное, а не политическое понятие, как бы кому ни хотелось его превратно истолковать. «Русский мир — это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык — это не единственное условие принадлежности к Русскому миру…». Первосвятитель отметил, что в современном глобализирующемся мире очень важно оберегать свою цивилизацию, потому что если она исчезнет, то пропадет огромная часть всемирной культуры и общечеловеческой цивилизации. «Религиозное измерение Русского мира является источником миролюбия наших людей. Непросто сегодня хранить эти ценности. Но нужно понимать, что без этих ценностей не будет существовать ни русский, ни украинский, ни белорусский народ, а все будет переплавлено в некоем котле цивилизаций. Сохранение цивилизаций, в том числе Русского мира, — это наша общая задача. Не для того, чтобы воссоздавать какие-то политические конструкции, строить новые империи, создавать военные блоки, совсем не для того. А для того, чтобы хранить величайшее наследие, которое мы получили от наших предков»[4].

Святейший Патриарх Кирилл, рассуждая о Русском мире, подчеркивает: «Сегодня мы имеем иную геополитическую реальность, когда на просторах этой исторической России возникли самостоятельные государства, многие из которых также являются наследниками этой исторической Руси… Каков замысел Божий о России? Что Бог повелевает нам как наследникам, продолжателям единой Святой Руси и традиций Русского мира совершить в то время, которое Он нам дал? Является ли Россия особой, уникальной, самостоятельной цивилизацией, равновеликой Западу, Индии или Китаю?… на вопрос, является ли Россия самостоятельной цивилизацией в семье крупнейших цивилизаций планеты, мы обязаны дать утвердительный ответ… Ценность любой цивилизации — не в том, во сколько миллиардов долларов оценивается ее совокупный продукт за истекший год, и не в том, сколько у нее приверженцев на сегодняшний день. Ценность любой цивилизации — в том, что она несет человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос: способна ли она отражать в мыслях, чувствованиях, словах и делах ту непреходящую правду, которая имеет значение в вечности?

России как стране-цивилизации есть что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений… Но, кроме того, мы как цивилизация имеем особый опыт многополярного и многоукладного бытия. Мы имеем традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса. Это концепция нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом определенные отношения между мужчинами и женщинами.

Особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности. Со времен Крещения Руси слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), подобно камертону, настраивали мысли и чувства наших предков на служение евангельскому нравственному идеалу»[5].

Как видим, подлинные слова Московского Патриарха разительно отличаются от того пугала, которое недобросовестно сконструировали авторы фордхэмской декларации. Святейший Патриарх противопоставляет миссию сбережения непреходящих христианских ценностей не Западу, и уж тем более не народам Европы, но насаждению антихристианских псевдоценностей, которые успешно утверждаются глобалистскими лево-либеральными элитами в странах условно западной цивилизации. И набор этих ценностей, в общем и целом, хоть и не полностью, перечислен в рассматриваемой декларации, правда, вновь в искаженном виде: либерализм (только нравственный), глобализация (но на основе отвержения христианских ценностей), гей-парады (как символ «гордости» смертным грехом и его пропаганда), гомосексуализм (но не просто «права гомосексуалистов», а превращение греха в норму и даже, если угодно, диктатура греха в общественном и правовом пространстве), христианофобия, воинствующий секуляризм.

«Сегодня мы живем в эпоху глобальных вызовов, которые брошены не только России, но и всей христианской Европе, как я уже сказал. Мы видим, что сегодня в одной стране за другой обрушиваются основы нравственности, базовые понятия о добре и зле, пороке и добродетели, на смену христианской нравственности идет гедонистический культ, в жертву которому приносится и семейная верность, и жизнь не рожденных младенцев, и сама природа человека. Это очень серьезный вызов, который Западная Европа не сумеет преодолеть в одиночку. Очень многие на Западе уже понимают всю опасность происходящих событий в западноевропейских странах. И снова, как в былые времена, может быть, потребуется и миссия России, осуществляя которую, мы станем не подражать и заимствовать, а свидетельствовать о сохраненном понимании Бога, нравственности, семьи, народных судеб, человеческой жизни и ее смысла»[6].

В словах Святейшего Патриарха Кирилла проявляется беспокойство о вызовах христианским ценностям не только в Западной Европе, но и в России. Патриарх не только не противопоставляет Русскую Православную Церковь или Россию Европе, но, наоборот, солидаризируется с христианской Европой, выражает тревогу о происходящей массированной атаке на общеевропейские христианские ценности. Миссия России, до которой она сама должна возвыситься, может быть не в доминировании и навязывании какого-то собственного превосходства, но в свидетельстве о непреходящих евангельских идеалах.

Это и пугает тех, кто подписал фордхэмскую декларацию. Противостояние перечисленным порокам ими вменяется Русской Православной Церкви в вину. Вот что они пишут: «Мы также осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, которое демонизирует или поощряет демонизацию тех, кого государство или общество считает «иными», включая иностранцев, политических и религиозных инакомыслящих и других представителей стигматизированных социальных меньшинств. Мы отвергаем всякое манихейское и гностическое разделение, возвышающее святую восточно-православную культуру и ее православные народы над развратным и безнравственным «Западом»». Разумеется, никакой «демонизации» кого бы то ни было ни Русская Церковь, ни Русский мир не несут. Однако в приведенных словах декларации содержится призыв заставить замолчать Слово Божие, четко и резко обличающее образ мысли и жизни «стигматизированных социальных меньшинств», то есть тех меньшинств, которые исповедуют противоестественные грехи и искажение самой созданной Богом природы человека в качестве нормы.

Надо сказать, что во многом в фордхэмской декларации за «учение Русского мира» выдается сконструированная авторами ветряная мельница, с которой они бессмысленно борются, порождая пафосные заявления. Многие из этих заявлений абсолютно неоспоримы и им никак не противоречит то, что говорится Святейшим Патриархом Московским или богословами Русской Православной Церкви о Русском мире.

«Мы утверждаем, — заявляется в декларации, — что предназначенная Богом цель и свершение истории, ее телос, есть пришествие Царства Господа нашего Иисуса Христа, Царства правды, мира и радости во Святом Духе… Не существует иного источника откровения, или основания для общины, для общества, государства, законодательства, собственной идентичности и учения, для Православия как Тела Христа Живого, кроме того, что открывается в, посредством и через Господа нашего Иисуса Христа и Духа Божия… Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем всякое учение, стремящееся заменить Царство Божие… царством мира сего… Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, которое подчиняло бы Царство Божие, явленное в Единой Святой Церкви Божией, любому царству мира сего, ища иных церковных или светских владык, которые бы нас оправдали и искупили… Мы также обличаем всех тех, кто утверждает цезарепапизм, заменяя свое полное послушание распятому и воскресшему Господу покорностью любому лидеру, наделенному властными полномочиями… Мы утверждаем, что разделение человечества на группы по расовому, религиозному, языковому, этническому или любому другому второстепенному признаку человеческого бытия является свойством этого несовершенного и греховного мира, которое, согласно святоотеческой традиции, называется «различия плоти» (св. Григорий Назианзин, Слово 7, 23). Утверждение превосходства одной группы над другими — обычное зло, проистекающее из таких разделений, которые совершенно противны Евангелию… Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, которое приписывает какой-либо территориальной, национальной или этнической общности представление о том, что эти общности были утверждены Богом или имеют власть от Бога, или приписывает им особенную святость или чистоту» и т.п. Эти тезисы никем в Русской Православной Церкви не оспариваются.

Обвинения в этнофилитизме, в утверждении превосходства одной нации над другой, в приписывании определённому этносу особой Божественной власти и святости уж точно невозможно предъявить Русской Церкви, являющейся наиболее многонациональной Церковью в Мировом Православии. А вот кому могли бы адресовать свой «праведный гнев» авторы и подписанты фордхэмской декларации, так это защищаемому ими от Русского мира Константинопольскому патриарху Варфоломею и ряду иерархов и духовных лидеров Греческих Церквей. Вспомним лишь недавние заявления последних.

Патриарх Варфоломей: «Наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского Патриархата и нашего народа в Православии».[7]

Патриарх Александрийский Феодор во время церемонии выпуска студентов африканской семинарии пожелал африканцам «распространять свет Православия и Эллинизм на своей родной земле в Африке».[8]

В Заявлении представителей четырех афонских монастырей (Великой лавры, Иверского, Кутлумуша и Нового Эсфигмена) от 28 февраля 2019 года говорится, что попытка легализации украинского раскола, осуществленная Константинопольским патриархатом, является «еще одним крупным вкладом во всемирное шествие нашей непорочной веры и важным братолюбивым и мирным успехом греческого православного духа, который, несомненно, всегда вносит положительный вклад в служение Православию, являясь его выражением и сам будучи выражаем им».[9]

То же самое касается обвинений в послушании светским владыкам, цезарепапизме и покорении Церкви любым лидерам, наделенным властными полномочиями. Напомним, что именно представители США объезжали иерархов Поместных Церквей и настоятелей авторитетных монастырей, уговорами и угрозами заставляя их признать украинских раскольников, а Патриарх Варфоломей и его окружение полностью потворствовали осуществлению геополитических интересов и давления своих американских хозяев. Тому свидетельство – десятки фотографий и материалов на сайтах Госдепа и посольств США и Константинопольского Патриархата. Именно этому давлению подчинились иерархи Элладской Церкви, принявшие беззаконное решение войти в церковное общение с нерукоположенными раскольниками. Покидая свой пост, госсекретарь США Майк Помпео в 2020 г. заявил: «Я позаботился о том, чтобы США поддержали международное признание православной церкви Украины».[10] А сам патриарх Варфоломей заискивающе заявил президенту США Джо Байдену: «Не только миллионы американцев, но и все граждане свободного мира рукоплещут Вашей победе. Вы даете им надежду и уверенность в лучшем мире, где будут торжествовать вечные ценности и идеалы цивилизованного человечества».[11] Не Христос дает надежду, а Байден. Впрочем, зная ценности и идеалы Демпартии США, действительно, можно утверждать: их источником Господь точно не является. Но именно их насаждению рукоплещет Константинопольский Патриарх.

Немало пафосных обличений в декларации посвящено специальной военной операции Вооруженных Сил России на Украине. Вопрос – где были все эти «богословы» во время восьми лет методического уничтожения украинской армией населения Донбасса, сожжения людей в Одессе, увы, остается риторическим.

Нельзя обойти вниманием некоторые «анафематизмы» псевдопацифистов, манихейски (действительно манихейски!) отвергающих христианскую государственность и любые военные действия, с какой бы целью они не предпринимались: «Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем всякое учение, стремящееся заменить Царство Божие… царством мира сего, будь то «Святая Русь», «Священная Византия» или любое другое земное царство, чем незаконно присваивается власть Самого Христа передать Царство Отцу, Богу (1 Коринфянам 15:24) и чем отрицается власть Бога утереть каждую слезу (Откровение 21:4)… Таким образом, ведение войны —- это полное отвержение Христова закона любви».

Почему всенепременно «присваивается»? Согласно Священному Писанию и святоотеческому учению, основанная на христианских ценностях государственность, выполняющая функции защиты христианского мира, не «присваивает», а проистекает из власти Господа Иисуса Христа, Который наделяет эту государственность Своим благословением и помощью. Фордхэмская декларация под видом борьбы с «цезарепапизмом» фактически осуждают Божественную санкцию на государственное управление: «Мы также обличаем всех тех, кто утверждает цезарепапизм, заменяя свое полное послушание распятому и воскресшему Господу покорностью любому лидеру, наделенному властными полномочиями и претендующему на звание помазанника Божия, как бы его не называли: «кесарем» ли, «императором», «царем», или «президентом»». Здесь сознательное утрирование: почему же именно покорность, а не соработничество, не осуществление укорененных в традиции Православия и истории Церкви принципов устроения жизни цивилизации, государства, общественных формаций? Не лукавят ли авторы декларации, когда представляют термин «помазанник Божий» неким новшеством концепции Русского мира, противоречащим Преданию Православной Церкви?

«Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4). Эти слова святого апостола Павла подписанты декларации предпочитают не замечать. Под их осуждение подпадает вся история Православной Церкви, ее Предание и традиция.

Например, святой император Юстиниан, сформулировавший фундаментальный принцип соотношения духовной и светской власти в христианском обществе, государстве: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем».

Конечно, война не является благом, но иногда она неизбежна для противостояния злу, для защиты блага. «Не позволительно убивать, — пишет святитель Афанасий Великий, — но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется» (Каноническое послание к Аммуну монаху).

Православная Церковь в своем богослужебном и святоотеческом Предании неизменно соединяет тему христианской государственности, санкционированной от Бога верховной власти и военной победы. Например, в кондаке Кресту Христову звучит: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели верных Царей наших силою Твоею, победы дая им на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу». Здесь под славянским словом жительство в греческом оригинале стоит «πολιτεία», политическая, государственная общность православных христиан, являющаяся достоянием или собственностью Христа, тогда – Византийская Империя. Она четко выделяется из среды остальных стран и образований, именно о ней особо молится Церковь, призывая Христа Бога дать ее вождям, Императорам, победы на врагов.

Тропарь Святому Кресту: «Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы Царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». И снова та же христианская πολιτεία во главе с Царем, которому Святая Церковь молит даровать победу над врагами. И в тропаре, и в кондаке Крест Христов предстает основой царской власти и особой христианской государственности, военной победы над врагами этой власти и государственности, ее победительной силой.

В анафоре Литургии святителя Василия Великого звучит возвышенная Евхаристическая молитва Богу о царях, христианских правителях, «ихже поставил еси правити на земли, и все воинство. Вооружи их истиной, увенчай благоволением, осени главы их в день битвы, укрепи их мышцу, возвыси их десницу, упрочь их правление, покори им все варварские народы, брани хотящия». Здесь православный правитель, поставленный Самим Богом править на земле, вместе с этой землей, христианским государством, решительно выделяется из среды варварства, ассоциируемого с язычеством, неверием или аномией, и выражается молитвенное пожелание о покорении ему всех народов, брани хотящих. Подобных решительных пожеланий нет ни в одном выступлении нашего Патриарха о Русском мире, и возникает вопрос: намерены ли авторы рассматриваемой декларации с еще большей настойчивостью вслух «отвергнуть и осудить» уже само литургическое Предание Церкви Христовой?

Наконец, необходимо указать на проговоренный как бы между прочим, но на самом деле ключевой посыл декларации противников Русского мира: «Западу и тем православным, которые впали в раскол и в заблуждения (таким, как Вселенский Патриарх Варфоломей и другие поместные Православные церкви, которые его поддерживают), вновь и вновь противостоит Московский Патриархат, вместе с Владимиром Путиным… Подобно тому как Россия вторглась в Украину, так и Московский Патриархат патриарха Кирилла вторгся в Православную церковь (как, например, это произошло в Африке), вызывая разделение и распри, которые не только приводят к неисчислимым жертвам, но и ставят под угрозу души людей, спасение верных». Оставив в стороне манипулятивное упоминание имени президента России и издевательский тон изложения позиции Русской Православной Церкви, обратим внимание на то, что сам факт противостояния расколу и защиты канонической правды представляется как нечто в высшей степени возмутительное. Борьба против раскола, за церковное единство в Истине объявляется злом и препятствием к спасению верных. Обманным путем вычеркиваются действия создателей раскола, а помощь тем, кто (как, например, в Африке) отверг раскол, называется «вторжением». Всё это вполне вписывается в циничную и двуличную «новую этику» и «культуру отмены», органичной частью которой является мировоззрение обличителей Русского мира.

Таким образом, очевидно, что составители и подписанты фордхэмской декларации пытаются объявить «ересью» традиционную, присущую Святой Церкви на протяжении ее истории позицию, при этом в угоду сиюминутной политической конъюнктуре стремятся утвердить собственные представления и выводы, чуждые церковному Преданию, в качестве непререкаемой и общеобязательной истины.

Источник: sedmitza.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × пять =