100 лет «Философскому пароходу»


Аркадий Малер

Ровно 100 лет назад, осенью 1922 года, “власть рабочих и крестьян” совершила одно из своих самых страшных преступлений – под страхом смерти изгнала из страны цвет русской интеллектуальной культуры: сначала, 29 сентября, 33 человека (с семьями) на пароходе «Обербургомистр Хакен», а потом, 16 ноября, еще 17 человек (также с семьями) на пароходе «Пруссия». Оба парохода прибыли в германский город Штеттин, где когда-то родились две будущих русских императрицы – сначала Екатерина II, потом супруга ее сына, Мария Федоровна, мать двух русских императоров. В этом закольцевании русско-немецкой истории, наверное, был какой-то смысл, ведь без очевидного влияния немецкой философии Нового времени представить русскую философию начала ХХ века во всех ее основных направлениях совершенно невозможно. Но гораздо более явный смысл прослеживался в том факте, что недалеко от причала на Николаевской набережной (названной большевиками «Набережной лейтенанта Шмидта») виднелся храм Подворья Оптиной Пустыни, с паломничества в которую когда-то началась история русской религиозной философии. И стоит заметить, что именно философия во всей это трагедии играла ключевую роль – на обоих пароходах были и политики, и литераторы, и экономисты, и юристы, и инженеры, и врачи, но благодаря одной статье С.С.Хоружего 1990 года возникло собирательное понятие «Философский пароход». Ну а какой же ещё пароход, если впервые за долгие времена в Европе в целом и практически впервые в России в частности философов изгоняли именно за то, что они философы, пусть даже многие из них были весьма лояльны столь прогрессивной власти?

В оправдание этой культурной катастрофы обычно приводят расхожий тезис – “спасибо, что не расстреляли!” Буквально как в анекдоте: “а мог бы ножичком полоснуть!” Говорящий об этом как будто не понимает, что тем самым определяет советскую власть исключительно как античеловеческую: раз изгнание целого класса из страны смягчает моральную оценку этой власти, то эта власть, конечно, людоедская, но не самая людоедская, бывает и хуже. “И в аду есть разные круги страдания, не путайте одно с другим”. Для большевистской власти избавиться от философии во всех ее проявлениях было вопросом “архиважным”, потому что философия это единственная сфера человеческой культуры, где способность к критическому мышлению и свободным дискуссиям культивируется как самоценность. Самоценность, заметим, весьма полезная для культивирования любых иных ценностей, когда их приходится защищать чуть более убедительными методами, чем через тупое насилие или сколь угодно тонкое внушение. Поэтому проблема была не в том, что эти философы исповедовали идеи, противоречащие марксизму-ленинизму, а в том, что они вообще не должны были иметь никаких идей, кроме спущенных непосредственно из идеологического отдела правящей партии. И только лишь потому, что “молодой” советской власти нужно было выглядеть хоть сколько-нибудь прилично в глазах своих наивных адептов на Западе, она могла бы и “ножичком полоснуть”, а так просто выбросила слишком много рассуждающих людей далеко за море, и дело с концом. Да-да, спасибо “княгине Марье Алексеевне”, от страха ее грозного мнения во все времена, во всех странах не одна душа была спасена.

Весьма показательно, что на обоих пароходах 1922 года в изгнание, ставшее посланием, отправились ключевые фигуры всех основных направлений русского персонализма – монадологического (Николай Лосский), экзистенциалистского (Николай Бердяев), софиологического (Лев Карсавин) и неопатристического (Владимир Лосский, тогда еще в качестве сына). Можно, конечно, искать персоналистские мотивы и у Франка, и у Ильина, и у Вышеславцева, и т.д., но под персонализмом я все-таки имею в виду завершенную позицию, а не мотив или настроение. Если это о чем-то говорит, то только о том, как узок и тесен был этот мир, где целые мировоззренческие традиции и парадигмы могли быть представлены небольшими группами хорошо знающих друг друга, чуть ли не родственных людей. Мир, который, действительно, можно было физически уничтожить, составив не столь уж длинные списки и прикладывая не столь уж большие усилия. Тем чудеснее, что этот мир все-таки как-то выжил – выжил по всем сторонам всех границ, вопреки всему и вся, мир высокой русской интеллектуальной культуры, к которой каждый из нас сегодня может хоть как-то прикоснуться.

29.09.2022

————————————————————————————
Поддержать деятельность Интеллектуального Клуба «Катехон»:
№ карты Сбербанка VISA: 4276 3801 2501 4832

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + два =