Десять заблуждений вокруг угрозы уничтожения Школы православного миссионера


Аркадий Малер

2024 год, помимо различных достижений и тревог, войдет в историю Русской Православной Церкви экстраординарным сюжетом про то, как официальная церковная структура, отвечающая за развитие православной миссии, а именно, Синодальный миссионерский отдел (СМО) во главе с епископом Луховицким Евфимием (Моисеевым), в одностороннем порядке решила упразднить самую известную, самую многочисленную и самую первую по времени своего возникновения миссионерскую школу – Школу православного миссионера (ШПМ), 15 лет пребывавшую в статусе “при СМО”. Поскольку же за все годы своего существования ШПМ стала весьма заметным явлением в миссионерской жизни нашей Церкви, то это событие неизбежно привлекло внимание огромного числа мирян и клириков, не только когда-либо учащихся в этой Школе, но наблюдавших конкретные плоды ее деятельности по всему миру. В итоге это крайне непродуманное административное решение закономерно вылилось в публичный скандал,  который вполне можно было бы предвидеть еще на стадии замысла уничтожить столь известную просветительскую организацию. Как это ни парадоксально, но первым медийным залпом этого скандала стала не реакция со стороны жертвы – то есть сотрудников и учащихся ШПМ, лишь обсуждавших это решение в своих личных блогах, а интервью самого епископа Луховицкого Евфимия, данное 5 августа светскому СМИ, журналисту портала «Царьград» Михаилу Тюренкову, старообрядцу-единоверцу и большому поклоннику Александра Дугина. В этом интервью владыка Евфимий высказал целый ряд необоснованных утверждений, которые могут ввести несведущего читателя в заблуждение относительно столь неожиданного конфликта, и поэтому в перечислении ложных мифов и о СМО, и о ШПМ, это интервью может служить наглядным источником.

Итак, заблуждение 1: как говорит епископ Евфимий, “Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе преобразована в образовательный проект Синодального миссионерского отдела «Ортодоксия»”.

Если говорить точно, то речь идет не о факте “преобразования”, а только о решении  совершить это “преобразование”. 30 июля 2024 года под председательством епископа Евфимия состоялось очередное заседание Коллегии отдела, где было принято решение “преобразовать” образовательный проект «Школа православного миссионера (ШПМ) при СМО в образовательный проект СМО «Ортодоксия», реализуемый на базе факультета дополнительного образования ПСТГУ, и назначить руководителем данного проекта заведующего сектором образовательных программ СМО протоиерея Александра Тимофеева. И уже 1 августа Ученый совет ШПМ опубликовал на сайте Школы официальное Заявление, где дан следующий ответ: “Данное решение было принято в одностороннем порядке, без предварительного обсуждения с руководством ШПМ и без участия кого-либо из сотрудников ШПМ. Все члены Ученого совета ШПМ узнали о данном решении только после его публикации на сайте СМО. В связи со столь неожиданным решением полагаем необходимым сообщить, что ШПМ, основанная иереем Даниилом Сысоевым 16 лет назад, и выпустившая за это время множество тружеников на миссионерском поле служения Богу и Церкви, сохраняющая традиции, заложенные самим отцом Даниилом, продолжает свою деятельность. Проект «Ортодоксия» это новый проект СМО, к которому ШПМ не имеет никакого отношения”. Таким образом, нет никакого “преобразования” ШПМ в проект «Ортодоксия», который имеет не только другое название, но и совершенно другую программу, другой богословский подход и, самое главное, представлен совершенно другими людьми. Это псевдо-преобразование прошло без согласования с руководством ШПМ и никто из преподавателей ШПМ не будет в нем участвовать.

Заблуждение 2: преамбула к интервью с епископом Евфимием начинается фразой – “Подготовка православных миссионеров выходит на новый уровень”.

Совершенно непонятно, в чем именно заключается этот качественно “новый уровень” в отличие от того миссионерского образования, которое было в нашей Церкви до сих пор. С момента первой публикации программа образовательного проекта «Ортодоксии» под названием «Церковная миссия и просвещение» на сайте ПСТГУ претерпела изменения и на данный момент (дата обращения: 13.08.24) в ней указано, что срок обучения будет проходит  1 год, 9 месяцев, а “занятия проходят 2 раза в неделю, в осеннем семестре по средам и четвергам – стоимость 15 300 рублей за семестр (61 200 р. за всю программу)”. Кроме того, оказывается, что эта программа СМО рассчитана на людей с базовой богословской подготовкой, о чем мы читаем уже на сайте самого Отдела (дата обращения: 13.08.24): “На программу принимаются слушатели, которые уже окончили базовый курс православного богословия в объёме программы «Теология» Факультета дополнительного образования ПСТГУ или аналогичной”. То есть речь идет об абсолютно ином проекте, который по всем основным параметрам радикально отличается от обучения в ШПМ.  Ведь в отличие от этого  проекта СМО, в ШПМ занятия проходят 2 учебных года, по 3 раза в неделю, совершенно бесплатно и рассчитаны на разных людей, в том числе, не имеющих богословского образования. Что здесь качественно нового в сравнении с тем, что было до сих пор в образовательной системе нашей Церкви, совершенно непонятно. Но что уж точно понятно, так это то, что программа проекта «Ортодоксия» никак не может быть адекватной заменой программе ШПМ.

Заблуждение 3: Синодальный миссионерский отдел имеет эксклюзивное право упразднить Школу православного миссионера.

Представление о том, что СМО имеет право распоряжаться судьбой ШПМ епископ Евфимий подкрепляет ссылкой на устав нашей Церкви: “Согласно уставу Русской Православной Церкви «Синодальный миссионерский отдел обладает исключительным правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в рамках сферы своей деятельности и в пределах своей компетенции» (глава 8)”. Но только каким образом из этого следует, что в эту компетенцию входит упразднение каких-либо миссионерских школ, кроме тех, которые непосредственно учреждены самим СМО? ШПМ не была учреждена СМО, глава СМО не был главой ШПМ, СМО никаким  образом не управляла ШПМ и, стоит заметить, никак не вмешивалась в работу ШПМ. Если же СМО имеет право ликвидировать ШПМ, то на том же основании СМО имеет право переподчинить, переучредить, переназвать, объединить, разъединить и, наконец, уничтожить любое миссионерское образовательное заведение в Русской Православной Церкви – вплоть до любых миссионерских кружков и клубов при любом храме Московского Патриархата в любой точке земного шара. И тогда, например, Синодальный отдел по делам молодежи может также уничтожить любой молодежный кружок при любом храме, а Отдел по церковной благотворительности и социальному служению может запретить любое прицерковное благотворительное общество. Однако синодальные отделы могут упразднять только то, что они сами учредили, а единственная инстанция церковной власти, имеющая право упразднить ШПМ – это Патриарх Московский и всея Руси, поскольку он является правящим архиереем города Москвы, где была основана и располагается ШПМ.

Заблуждение 4: ШПМ была создана на базе СМО и существовала исключительно при СМО. Сам епископ Евфимий, например, говорит: “образовательный проект «Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе» основан в 2009 году”.

Еще раз напомню, что ШПМ была основана иереем Даниилом Сысоевым в 2008 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в качестве приходских миссионерских курсов,  и только затем, в 2009 году, по благословению главы СМО митрополита Белгородского Иоанна, Школа получила статус “при СМО”. При этом Отдел никогда не управлял и не финансировал ШПМ.

Заблуждение 5: как говорит в интервью «Царьграду» владыка Евфимий, ШПМ не прошла “процедуру церковного и государственного лицензирования. Попросту говоря, образовательная деятельность в рамках данного проекта велась незаконно”.

Школа православного миссионера – это не государственная, не коммерческая, не частная, а исключительно религиозная образовательная организация ниже уровня семинарии и по форме представляющая собой регулярные миссионерские курсы. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в статье 5, пункте 5 утверждает: “Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью”. ШПМ занимается именно религиозным образованием – обучает конкретной религии и распространению этой религии. Следовательно, с точки зрения правовой системы нашего государства ШПМ не является организацией, занимающейся образовательной деятельностью. Точно так же, как любые воскресные школы для взрослых и любые образовательные курсы при храмах. И поэтому на ШПМ не распространяются никакие специальные законы об образовании государства РФ и никакое “государственное лицензирование” ШПМ не требуется.

Далее, кроме того, что ШПМ существовала “при СМО”, она также была Школой Центрального Викариатства города Москвы. 20 февраля 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил распоряжение своему первому викарию, на тот момент митрополиту Истринскому Арсению, о необходимости открыть православные миссионерские школы при викариатствах города Москвы. Поскольку ШПМ с 2015 года работала на территории храма Никиты Великомученика на Старой Басманной, который составляет общий приход с Кафедральным Богоявленским Елоховским собором, и находится на территории Центрального викариатства, ШПМ стала Школой Центрального викариатства. Именно поэтому с 2018 года все Дни открытых дверей ШПМ, проходящие перед началом учебного года, регулярно посещал первый викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, управляющий Центральным викариатством г.Москвы. И когда в 2020 году безвременно отошел к Господу прекрасный настоятель обоих храмов, глава ШПМ протоиерей Александр Агейкин, то новый настоятель, епископ Павло-Посадский Фома, по согласованию с Ученым советом Школы, направил управляющему Центрального викариатства г.Москвы просьбу благословить ШПМ нового руководителя. 24 июля 2020 года нынешнему директору ШПМ, протоиерею Игорю Фомину от управляющего Центральным викариатством, митрополита Воскресенского Дионисия был направлен документ со следующими словами: “В связи с поступившим обращением настоятеля Кафедрального Богоявленского собора г.Москвы, епископа Павло-Посадского Фомы, Вам благословляется возглавить Школу Православного Миссионера Центрального Московского Викариатства”.

Следовательно, если епископ Евфимий считает, что “образовательная деятельность в рамках данного проекта велась незаконно”, тогда он должен признать, что в этой незаконной деятельности вполне сознательно соучаствовали, во-1х, все священники, возглавлявшие ШПМ, во-2х, все управляющие Центральным викариатством г.Москвы, благословлявшие деятельность ШПМ, а самое главное – сам Синодальный миссионерский отдел, как под руководством митрополита Иоанна Белгородского, так и под его собственным руководством с начала 2022 года.

В своем видеообращении 31 июля про “преобразование” ШПМ, опубликованном на странице СМО во Вконтакте, владыка Евфимий сам фактически признается в том, что все 15 лет СМО закрывал глаза на якобы “незаконный” характер деятельности ШПМ:  “этот шаг давно назревал, поскольку проект ШПМ при СМО реализовывался фактически силами энтузиастов, священнослужителей и мирян, и, к сожалению, не имел необходимого документального обеспечения. Ситуация эта осложнялась тем, что Устав СМО не предполагает возможности ведения образовательной деятельности непосредственно силами самого отдела”.

Это более чем странное заявление, потому что, во-1х, от СМО никто не требовал вести образовательную деятельность непосредственно “силами самого отдела” и он и не вел такую деятельность. Как я уже заметил, ШПМ существовала совершенно независимо от СМО (пока не переехала в здание Отдела по приглашению самого владыки Евфимия), на полном самообеспечении. Во-2х, отсутствие положения о ведении образовательной деятельности в Уставе СМО не означает запрет на такую деятельность. Поэтому ссылка на Устав СМО в оправдание этого деструктивного решения совершенно не релевантна. Но если все же СМО не может заниматься никакой образовательной деятельностью, тогда как объяснить слова самого епископа Евфимия в этом же видеообращении, что “по поручению Синода СМО отвечает за подготовку миссионерских кадров”?  Подготовка миссионерских кадров – это в первую очередь их регулярное обучение,  то есть та самая образовательная деятельность. И, оказывается, что в соответствии с этим поручением Синода, СМО все-таки обращается к этой деятельности, иначе как объяснить создание сектора СМО по образовательным программам? И как тогда объяснить появление нового образовательного проекта «Ортодоксия» с его программами?

Наконец, стоит заметить, что если с точки зрения епископа Евфимия, даже ввиду всех перечисленных контраргументов, ШПМ все равно вела свою образовательную деятельность “незаконно”, тогда не менее незаконно ведут свою деятельность многие образовательные организации Русской Православной Церкви ниже уровня семинарии,  и СМО может распустить каждую из них в любую минуту?

Заблуждение 6: епископ Евфимий как глава СМО давно предупреждал руководство ШПМ о ее возможной ликвидации и все два года имел со  Школой серьезные проблемы. Как говорит владыка Евфимий в интервью «Царьграду»: “В течение более двух лет мы ждали от руководства данного проекта каких-то шагов в сторону исправления данной ситуации, но так и не дождались”.

Если руководитель какой-либо структуры воспринимает какую-либо группу лиц как своих подчиненных и имеет к этой группе существенные претензии, то сама группа не может об этом не знать, хотя бы потому, что этот руководитель, как правило, сообщает о своем недовольстве этой группе. Но владыка Евфимий ни одной встречи с руководством ШПМ по этому поводу не устраивал. Не говоря уже о том, что нет никакого документа, в котором глава бы СМО сформулировал какие-либо требования к ШПМ о соответствии какому-либо стандарту и который руководство ШПМ, в свою очередь, проигнорировало бы.      На протяжении более двух лет управления СМО епископом Евфимием к руководству ШПМ не поступало никаких официальных и как-либо задокументированных просьб, пожеланий или требований какого-либо “преобразования”. Более того, ничто не предвещало, что между главой СМО и ШПМ возникнет какой-либо конфликт. Ведь именно новоназначенный глава СМО и новопоставленный епископ Луховицкий Евфимий летом 2022 года пригласил ШПМ переехать в здание СМО на Долгоруковской улице, хотя Школа вполне уютно существовали при храме на Старой Басманной и никуда переезжать не собирались. Логика владыки Евфимия была вполне понятна: раз ШПМ числится при СМО, значит ей вполне логично находиться в здании СМО. В итоге новый День открытых дверей ШПМ прошел уже в здании Отдела, разумеется, при благословении и в присутствии самого владыки Евфимия. Правда, там не было достаточных условий для занятий и учащимся ШПМ пришлось скидываться на покупку новых столов, стульев и досок, чтобы установить их в двух аудиториях, для первого и второго курсов соответственно. И я очень надеюсь, что вся эта недешевая мебель, принадлежащая ШПМ, будет возвращена Школе, а не останется в здании на Долгоруковской.

Отношения у ШПМ с новым главой СМО были вполне конструктивные и доброжелательные, сам владыка Евфимий не раз хвалил Школу и призывал поступать в нее в программах телеканала «Спас». 1 октября 2023 года состоялся День открытых дверей ШПМ, на который владыка Евфимий почему-то не пришел, что закономерно вызвало противоречивые домыслы о его охлаждении к Школе. Но в январе 2024 года сам епископ Евфимий обратился к руководству ШПМ  предоставить преподавателей для проведения экстренного экспресс-курса по ведению миссионерской деятельности в блогосфере для православных священников, который проходил в течение двух недель в здании СМО. Между прочим, бесплатно. Все приглашенные преподаватели ШПМ естественно согласились вести свои лекции в этом экспресс-курсе, я лично читал несколько предметов, так что на момент января 2024 года в восприятии епископа Евфимия образовательная деятельность ШПМ была вполне оправданной, законной, а ее преподавателей стоило привлекать для других образовательных миссионерских проектов. Правда, именно на этом экспресс-курсе произошел крайне неприятный конфликт, о котором я не буду здесь рассказывать, чтобы не увеличивать и без того большой объем текста. Только замечу, что вместе с ШПМ по ходу организации этого курса епископ Евфимий привлек того самого протоиерея Александра Тимофеева, известного сторонника теистического эволюционизма, критически относящегося к наследию отца Даниила Сысоева, и назначенного владыкой Евфимием заведовать сектором образовательных программ СМО.

По моим наблюдениям, именно с появлением протоиерея Александра Тимофеева в Отделе владыка Евфимий резко охладел к ШПМ и очень редко стал выходить связь с руководством Школы. Между прочим, как оказалось, отец Александр Тимофеев не только известен своими эволюционистскими взглядами, но даже читает курс лекций в проекте питерских сторонников Александра Дугина «Солнце Севера» и «Народном университете имени Дарьи Дугиной». И это при том, что именно СМО еще в 2002 году издал большой справочник «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера», где учению Дугина был посвящен целый раздел: “В ряду неоязыческих учений взгляды Александра Дугина занимают особое место…”. В 2017 году СМО переиздал этот справочник и там вновь появляется отдельная глава про оккультное учение Дугина, что никак не мешает отдельным церковным чиновникам выступать на связанных с ним площадках и вообще вводить его в прицерковные структуры типа ВРНС. Зато отношение самих дугинцев к ШПМ можно только себе представить. Не случайно сам Дугин в своем Телеграм-канале вдруг репостил сообщение СМО с рекламой проекта «Ортодоксия», а потом и интервью «Царьграда» с владыкой Евфимием. Казалось бы, какое ему до этого дело?

Заблуждение 7: отказываясь прекратить свое существование, руководство ШПМ якобы демонстрирует непослушание священноначалию, о чем епископ Евфимий говорил в интервью «Царьграду»: “хотел бы подчеркнуть, что, к сожалению, многим участникам этого – теперь уже бывшего – проекта не хватает элементарной церковной дисциплины, если угодно – понимания природы Церкви, доверия священноначалию”.

ШПМ в своей деятельности  руководствуется тремя принципами: догматичность, миссионерство и церковность, т.е.. строгое следование каноническому строю Церкви и послушание священноначалию, за что радикальные “ревнители не по разуму”, постоянно ищущие конфликтов с церковной властью, нередко обвиняют нас в “оппортунизме” и “конформизме”. В ШПМ многие годы преподается курс «Каноническое устройство Церкви», где студенты знакомятся с основами канонического и церковного права, и узнают о том, что христианства нет вне Церкви, что полнота власти в Поместной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору, что архиереи – это наследники апостолов, что все миряне должны твердо знать своего правящего архиерея и согласовывать свою публичную деятельность на благо Церкви с самим священноначалием в той степени, в которой это необходимо по церковному праву. Двое из преподавателей ШПМ являются активными членами Межсоборного Присутствия, с первого года его основания. Руководство ШПМ находится в постоянной связи со священноначалием и глубоко интегрирована в церковную жизнь. В 2016-2020 гг. главой Школы был протоиерей Александр Агейкин, настоятель кафедрального Богоявленского Елоховского собора, заместитель руководителя Административного секретариата Московской Патриархии. С 2020 года Школу возглавляет протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св.Александра Невского при МГИМО, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г.Москвы. Так что совершенно непонятно, в чем именно заключается со стороны сотрудников ШПМ “нехватка элементарной церковной дисциплины” и “доверия священноначалию”? Если председатель СМО епископ Евфимий решил в одностороннем порядке лишить ШПМ статуса “при СМО”, то руководство ШПМ смиренно принимает это решение, но у председателя СМО нет полномочий ликвидировать ШПМ как таковую, не создаваемую Отделом. Если бы Коллегия СМО 30 июля 2024 года отказала ШПМ в статусе “при СМО”, то этого конфликта бы не было – ШПМ бы с ним смирилась. Но на Коллегии СМО во главе с епископом Евфимием было принято решение о “преобразовании” ШПМ в абсолютно иную структуру, означающее ее ликвидацию, и именно это незаконное решение ШПМ принять не может.

Заблуждение 8: ШПМ это секта фанатичных поклонников отца Даниила Сысоева и оргцентр всего движения “сысоевцев”.

Поскольку ШПМ была основана иереем Даниилом Сысоевым и основной состав его преподавателей — это прямые или косвенные ученики и последователи отца Даниила, то вполне естественно, что в ШПМ с особенным почтением сохраняют память о своем отце-основателе, на его мнения и работы периодически ссылаются и почти ежегодно проходят встречи, посвященные его памяти. Но из этого не следует, что отец Даниил Сысоев для всех сотрудников ШПМ остается единственным непререкаемым авторитетом, что каждое его мнение догматизируется, каждое слово оправдывается и что от всех учащихся требуется почитать его как святого мученика и требовать его немедленной канонизации. В ШПМ нет каких-либо предметов, посвященных “учению отца Даниила”  или “житию отца Даниила”. Очень многие абитуриенты, поступающие в ШПМ, имеют более чем смутное представление о том, кто такой отец Даниил Сысоев, и ни от кого в нашей Школе не требуется обязательно читать его работы и изучать его биографию. Отношение к взглядам, текстам, поступкам отца  Даниила Сысоева в ШПМ – это личное дело каждого и никто ни от кого не требует какого-то особого преклонения перед ним. Руководство ШПМ исходит из того, что ее выпускники в идеале должны уметь свободно общаться с людьми разных религиозных, философских и политических убеждений, и поэтому в ШПМ нет никаких запретов на потребление какой-либо информации, каких-либо альтернативных мнений и на общение с какими-либо оппонентами с любой стороны. Так что обвинять ШПМ в “сектантстве” можно, либо исходя из абсолютного незнания нашей Школы, либо из сознательного стремления оклеветать нашу Школу. Всех причастных ШПМ должно объединять, прежде всего, не имя отца Даниила, а искренняя православная вера и стремление распространять эту веру среди всех людей, подобно тому, как это делал отец Даниил Сысоев.

Заблуждение 9: якобы ШПМ, как и все “сысоевцы”, проповедует ультраконсервативное, фундаменталистское, обскурантистское понимание Православия, представляя собой крайней правый полюс в современном миссионерском образовании.

Не вдаваясь в академическое различение консервативного и модернистского, правого и левого, радикального и умеренного, достаточно сказать, что в ШПМ преподается Православное Христианство таким, каким оно должно преподаваться – на основании Священного Писания и Священного Предания, на основе традиционных святоотеческих катехизисов (от прп.Иоанна Дамаскина до свт.Филарета Московского),  принятых в нашей Церкви учебников догматики и церковного права. Безусловно, в решении всех богословских вопросов в ШПМ опираются, прежде всего, на Библию, отцов Церкви и вероучительные постановления Вселенских и Поместных Соборов, а не на какие-либо новомодные и скоропреходящие теории “от ветра головы своя”. При этом в богословских курсах ШПМ по мере возможности всегда освещаются наиболее значимые научные вопросы адекватного понимания и библейских, и святоотеческих текстов, каких-либо событий в истории Церкви и каких-либо сложностей в интерпретации канонического права. Потому что любой активный современный миссионер неизбежно столкнется с этими проблемами и должен быть заранее подготовлен к их обсуждению. Вместе с этим в ШПМ преподается целый ряд светских гуманитарных дисциплин: «Культурология», «Логика», «Риторика», «Философия», где учащиеся знакомятся с самыми разными мировоззренческими позициями и именами, так что для любого старательного выпускника ШПМ такие понятия, как, например, библейская критика, либеральная теология, философская герменевтика, постмодернистская культура или “новый атеизм” Ричарда Докинза никак не могут быть абсолютной новостью. И поэтому обвинять ШПМ в “обскурантизме” или “мракобесии” можно, либо исходя из абсолютного незнания нашей Школы, либо из сознательного стремления ее оклеветать. При этом, напомню, что ШПМ – это не Духовная академия, не семинария, не богословский институт, не теологический факультет, а бесплатные курсы для людей, постигающих богословские вопросы и миссионерские навыки “с нуля”.

Заблуждение 10: в ШПМ проповедуется антипатриотическое и антигосударственническое учение “уранополитизма”, настраивающее против любви к родной стране и лояльности своему государству. В  интервью «Царьграду» епископ Евфимий говорит, что очень ценит “в отце Александре (Тимофееве – А.М.) этот искренний патриотический настрой, далёкий от сомнительных идей уранополитизма (псевдоправославного космополитизма)”.

Должен заметить, что на моей памяти владыка Евфимий никогда не упрекал кого-либо в исповедании “уранополитизма” и вообще никогда не употреблял этот термин.  Предполагаю, что кто-то из желающих любой ценой похоронить ШПМ сообщил ему об этом понятии, представив его в ложной интерпретации. Поэтому, не имея более предметных аргументов в пользу ликвидации нашей Школы, епископ Евфимий решил для большей убедительности придать этому конфликту политическое измерение, которого здесь в принципе нет. Зато в столь тревожное для нашей страны время, в период СВО, обвинение в “космополитизме”, от которого рукой подать да “антипатриотизма”, звучит  очень внушительно и заведомо переводит большинство читателей на сторону обвинителя. Так что, была бы сейчас эпоха “борьбы с космополитизмом”, вопрос упразднения ШПМ решился бы сам собой. Но сейчас, слава Богу, другая эпоха, и даже другое большинство читателей, которые имеют возможность прояснить это понятие более точно и узнать причины этого конфликта более подробно.

Во-первых, само понятие “уранополитизма” было впервые произведено отцом Даниилом Сысоевым от древнегреческого термина “уранополит” (ουρανόπολίτης), неоднократно встречающегося у отцов Церкви и по своему содержанию не означающему ничего неожиданного и удивительного для любого сознательного христианина. Понятие уранополитизма означает ни что иное, как безусловную ориентацию христианского сознания на Небесный Град, “Небесное Гражданство”, которое все сознательные православные христиане чают всю свою жизнь и которое некоторые из них обретут и будут пребывать в нем вечно. Наша жизнь на грехопадшей земле – временна, как временны все страны, государства и вся Земля как таковая, и поэтому все наши земные дела, включая обустройство и защиту своей родной страны, должны быть подчинены непреходящей задаче спасения и обожения, что также означает – обретения “Небесного Гражданства”. При этом, самый последовательный уранополитизм ни в коей мере не означает презрения к своей родной земле, стране, государству и отказ служить их интересам, но только до той степени, пока это не входит в противоречие с неизменной задачей обретения в вечности Царствия Божия – Небесного Града. Как писал свт.Тихон Задонский: “наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны”. Следовательно, уранополитизм это не “православный космополитизм” и не “псевдоправославный космпополитизм”, как говорит епископ Евфимий, а вообще никакой не космополитизм. Потому что космополитизм в точном смысле слова – это идея мирового земного гражданства, а уранополитизм – это идея “Гражданства Небесного”. Сознательно отождествлять эти понятия можно только в том случае, если любой отказ возводить земное Отечество в абсолютную ценность, равную Богу или Небесному Отечеству, непременно воспринимать как его “предательство” и пособничество его врагам.

Во-вторых, понятие “уранополитизма” в самой ШПМ если и употребляется время от времени отдельными преподавателями, то уж точно не означает какое-то особое учение, которое бы тайно или явно проповедовали  учащимся. Представление о том, что сверхцель жизни христианина – это обретение Царствия Божия, и что никакие земные цели и ценности не могут с ним сравниться, это общехристианское учение, и для его проповедования совершенно не обязательно каждый раз употреблять термин “уранополитизм”. Вполне возможно, что очень многие студенты и даже выпускники нашей Школы вообще никогда не слышали этот термин, потому что никто его специально не распространял и его нет ни в одном экзаменационном билете. Так что в ШПМ до сих пор никакой специальной пропаганды учения под специальным названием “уранополитизм” не было.

В-третьих, между тем, именно в ШПМ, в полном согласии с традиционным православным вероучением, проповедуется  идея особого исторического назначения России, как наследницы Византии, призванной сохранять и распространять православную веру, и идея неизменного сотрудничества Русской Церкви и Российского государства (“симфонии властей”). Преподаватели ШПМ объясняют учащимся основы политических аспектов православного богословия, разъясняют традиционное, церковное (а не произвольное) понимание таких понятий, как Катехон и Третий Рим. Именно поэтому в ШПМ многократно выступали известные интеллектуалы православно-консервативных и православно-имперских взглядов. Именно поэтому с самого начала СВО студенты ШПМ участвовали в миссионерской и материальной помощи Донбассу. Сам директор ШПМ, протоиерей Игорь Фомин, и исполнительный директор Школы, Александр Коршиков, с целью миссионерского окормления посещали во время СВО Донбасс. Один из активных выпускников и сотрудников Школы с первых дней мобилизации отправился служить в зону СВО и недавно пропал без вести (раб Божий Сергий). Другой активный выпускник и сотрудник Школы совсем недавно добровольно отправился на СВО. В дистанционном формате в ШПМ обучаются и студентов с Украины, так что ШПМ способствует влиянию нашей Церкви в Малороссии, Новороссии и других землях исторической России. Поэтому пытаться как-либо представить ШПМ в неугодном Российскому государству свете можно либо по абсолютному неведению, либо из сознательной готовности оклеветать нашу Школу. Всем сотрудникам ШПМ не занимать “искреннего патриотического настроя”, просто их служение России не влечет за собой того медийного освещения, без которого у иных патриотов оно просто невозможно.

И, наконец, в-четвертых – к вопросу об “искреннем патриотическом настрое”. Влияние Русской Церкви и Российского государства во всем мире – это процессы взаимосвязанные, взаимодополняющие друг друга. В России сегодня нет никакой идеологии и, по Промыслу Божию, Русская Православная Церковь фактически  становится единственной централизованной мировоззренческий силой, объединяющей весь Русский мир и оказывающей ценностное влияние России во всем мире. В этой ситуации, тем более в виду сближения с Глобальным Югом, Синодальный миссионерский отдел должен был бы беречь каждого реального и потенциального миссионера, и уж по крайней мере, не мешать развитию миссионерских инициатив в любых возможных сферах. На волнующий вопрос «Царьграда»: “Прошло почти три года. Что уже удалось сделать за это время, и какие ключевые задачи стоят перед Отделом?” епископ Евфимий отвечает: “Прошедшие два с половиной года были посвящены, главным образом, реорганизации Отдела. Фактически была проведена его полная перезагрузка, набран новый штат сотрудников. Коллегией Отдела были сформулированы и впоследствии утверждены Священным синодом основные направления миссионерского служения”.

То есть, епископ Евфимий прямо признает, что в течение двух с половиной лет СМО занимался собственной реорганизацией и формулировал основные направления служения? Но где же все остальные результаты? Далее сам владыка Евфимий говорит: “И после того как была завершена организационная работа, после того как «цели стали ясны, а задачи определены», встал вопрос: а какими силами мы будем решать те высокие задачи, которые поставило перед нами священноначалие? Отсюда мы пришли к осознанию первостепенной важности решения кадрового вопроса и к необходимости мобилизовать имеющийся, откровенно говоря, немногочисленный миссионерский потенциал в интересах Церкви”. Интересно, каким образом председатель СМО предполагает мобилизовать столь “немногочисленный миссионерский потенциал”, если его самым заметным решением стало уничтожение самой известной, самой многочисленной и самой продуктивной миссионерской школы России, недавно отмеченной особыми благодарностями со стороны миссионерских епархий и экзархатов Африки, Юго-Восточной Азии и Южной Америки? И как можно тогда квалифицировать это решение с точки зрения сугубо национальных и государственнических интересов нашей страны в наше время?

Возникает вопрос: какова истинная причина столь внезапного решения главной административной инстанции нашей Церкви, отвечающей за миссионерство, ликвидировать самую известную миссионерскую школу? С моей точки зрения здесь совпало несколько разных причин и я уверен в том, что одна из них, конечно, идейная – это  мировоззренческое неприятие того последовательного святоотеческого понимания православного христианства, на которое был ориентирован отец Даниил Сысоев и которое принято в ШПМ. Конечно, если кто-либо пытается смешать православное вероучение с какой-либо ересью, старомодной типа дарвинизма или новомодной типа дугинизма, то ШПМ будет для них раздражающим фактором и они будут пользоваться любым поводом уничтожить нашу Школу.

13 августа 2024 г.

Смотрите также видео иерея Георгия Максимова: «Кто, как и зачем убивает ШПМ»

__________________________________

Поддержать сайт Катехон.ру:
№ карты Сбербанка 4276 3801 2501 4832

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + восемь =