katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова


Татарстан: столкновение цивилизаций

       Республика Татарстан является одним из важнейших регионов России с точки зрения обоих определяющих всемирные политические и исторические процессы факторов – и геополитического, и религиозного. В геополитическом смысле территория Татарстана является регионом, обеспечивающим связь европейской и азиатской частей России. Именно в этом регионе расположена центральная часть Волги – основная торговая, а, прежде всего, жизнеобеспечивающая артерия европейской части России. Именно этот регион имеет серьезное геополитическое воздействие на прилежащие к нему области – прежде всего Нижегородскую область, Удмуртскую республику, республику Марий Эл и республику Башкортостан. В религиозном смысле Татарстан также является регионом повышенного значения, поскольку его конфессиональное содержание непосредственно отражается на конфессиональном содержании всех прилегающих к нему областей, а, значит, на конфессиональном содержании всей России.

     Считается, что достоянием республики Татарстан является мирное и равноправное сосуществование на ее территории двух народов и конфессий: русских и татар, и, соответственно, православия и ислама. И нужно сказать, что это действительно так – а точнее, было так до весьма определенного времени – до второй половины XIV в.

     Исторически на территории Татарстана христианство появилось уже в первые века от Роства Христова – тогда же, когда оно начало распространяться во всей Восточной Европе. В конце IX в. территория Татарстана частично входила в состав Волжской Булгарии — развитого государства на крайнем востоке Европы со столицей в г. Булгар, основу населения которого составляли булгары – Приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена. В X в., после приезда в Булгарию Багдадского посольства, съезд всех булгарских племен принял ислам в качестве государственной религии, но несмотря на это на ее территории продолжало существовать достаточно большое число христиан. В летописных сводах встречаются данные о принятии крещения булгарскими князьями со своими семьями, а в перечне археологических памятников города Булгара имеется так называемая «Греческая палата» — православный храм. В XIII в. в результате нападения Бату-хана Булгария была завоевана монголами и вошла в состав Золотой Орды — крупнейшего средневекового государства на территории Евразии. В Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии, а резиденция правящего архиерея располагалась прямо в столице Золотой Орды – г. Сарае. В 1276 г. хан Золотой Орды Менгу-Тимур отдал Булгарскую и Казанскую землю в удел своему зятю – русскому православному князю Федору, впоследствии канонизированному Русской Православной Церковью как Федор, ярославский Чудотворец. В 1315 г. русский православный князь Юрий Данилович женился на сестре хана Узбека Кончаке, которая была крещена и получила имя Агафии.

     Но в 30х. гг. XIV в. Монгольская Империя приняла в качестве государственной религии ислам, а XV в. происходит распад Монгольской Империи на различные ханства, после чего территория Татарстана стала территорией постоянного противостояния между двумя религиозно-культурно-цивилизационными проектами – православием и исламом.

     Сначала, весьма ненадолго, победа была одержана исламским проектом. В 1445 г. в северных пределах Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство со столицей в Казани, продолжающее исповедовать ислам, принятый Золотой Ордой. Причем на этот раз и внутренняя, и внешняя политика нового государства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило активную исламизацию и проживающих на его территории коренных народов, и народов соседних государств, захватывало в плен огромное число русского населения, а, кроме того, контролировало важнейший для России Волжский торговый путь. Понятно, почему такое соседство оказалось не только не выгодным, но и враждебным для Русского православного государства. В связи с этим первый русский царь Иван IV Великий предпринял несколько дипломатических попыток посадить в Казанском ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости взятия Казани. В 1552 г. в верховьях Волги в районе город Углича был сооружен деревянный город — крепость Свияжск на берегу реки Свияги, который на определенное время стал административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства. Затем 150-тысячное русское войско осадило Казань и успешно штурмовало город в результате взрыва 48 бочек пороха. Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил имя Симеона и стал активнейшим союзником русского царя, за что даже получил во владение город Звенигород.

     С этого времени началась новая эпоха – эпоха православного Татарстана, эпоха его активной христианизации. Под руководством русского мастера Постника Яковлева реконструируется Казанский Кремль, внутри которого строится величественный Благовещенский Собор, а вся Казань застраивается православными храмами и монастырями. В конце XVI в. выходит указ русского царя Феодоpа Иоанновича о ликвидации всех мечетей на казанской земле за их ненадобностью. Запрет на строительство мечетей был снят только Екатериной II, после чего и была построена первая каменная мечеть, названная по имени ученого-востоковеда Марджани.

     История православного Татарстана началась с чудесного явления в Казани новой иконы Божией Матери, названной Казанской. По преданию, это произошло в 1579 г., когда по Казани прошел страшный пожар, после которого дочери казанского купца Онучина девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица и открыла, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый исповедниками христианства еще при татарском владычестве. После троекратного явления Богородицы Матрона вместе с митрополитом Казанским Иовом и всем духовенством 8 (21) июля обнаружила святой Образ в указанном месте. Митрополит передал икону почитаемому казанскому священнику отцу Ермолаю, который в 1589 г. принял постриг с именем Гермоген в Московском Чудовом монастыре и был назначен на Казанскую кафедру. Местом обитания иконы был выбран Благовещенский Собор Казанского Кремля. Монах Ермоген написал новоявленной иконе Богоматери Казанской тропарь «Заступнице Усердная», ныне знаемый всей Россией, а также составил Сказание о чудесах Казанской иконы, постоянно исходящих от Нее с момента появления. С новоявленной иконы был снят список, который вместе с описанием постоянно совершаемых иконой чудес был отправлен русскому царю Ивану XIV Великому. Тот дал распоряжение соорудить на месте обретения иконы храм во имя новоявленного образа и основать Казанский женский монастырь, что и было сделано монахом Гермогеном, а первой его инокиней и настоятельницей стала Матрона, принявшая монашеский постриг под именем Мавра. Казанская икона Божией Матери являлась истинной заступницей и охранительницей России на протяжении всей ее дальнейшей истории. Именно с ее помощью русское ополчение одержало победу и освободило Московский Кремль от польских интервентов 22 октября (4 ноября) 1612 г., в связи с чем было установлено второе всероссийское празднование дня Казанской иконы; именно с ее помощью русским войском были одержаны первые победы над французской армией Наполеона; и наконец именно с ее помощью во время Великой Отечественной Войны были спасены Москва, оборонявшаяся от немцев уже в Подмосковье, Ленинград, переживший жуткую блокаду, и Сталинград, в котором состоялась знаменитая Сталинградская битва и победа; интересно, что Киев – мать городов русских – был освобожден русскими войсками именно 22 октября – в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Особо же чтимым считаются три ее чудотворных образа: образ, находящийся в Казанском Богородичном монастыре, образ, находящийся в Московском Казанском Соборе, построенном князем Дмитрием Пожарским на Красной Площади, и образ, находящийся в Санкт-Петербургском Владимирском Соборе. В 1904г. 29 июня Казанская Икона Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря была похищена. По последним данным образ был продан заграницу и «путешествовал» по разным странам и Европы, и Америки. Только в семидесятые годы один священник-иезуит выкупил икону на аукционе в США и привез её в итальянский город Фатину. В 1993 году, когда Папа Римский посетил этот город, монахи подарили ему Казанскую икону Божией Матери. С этим событием связано исполнение известного Фатимского пророчества, согласно которому возрождение России наступит после того, как икона Казанской Божьей Матери вернётся на Родину.

     Дальнейшая история православного Татарстана связана с блестящей деятельностью Казанской епархии РПЦ. Казанская епархия была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 Апреля 1555 г. В иерархическом отношении Казанская епархия Московской митрополии заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы и Новгорода. Это было связано прежде всего с невероятно плодотворной деятельностью, развернутой ее служителями. Речь идет, во-первых, об осуществляемой епархией активной образовательной деятельности: в 1732 г. Казанской епархией была открыта Казанская Духовная семинария на основе славяно-латинской школы для детей духовенства, а в 1798 году была открыта Казанская Духовная Академия , но первая попытка ее создания не удалась, и вновь она была открыта уже в 1842 году. Во-вторых, речь идет о развернутой епархией активнейшей миссионерской деятельности. Можно назвать целый ряд ее служителей, отличившихся своими миссионерскими трудами — «излишним рвением в насаждении христианства»: это митрополит XVIIIв Тихон (Воинов), иеромонах Алексий (Раифский), епископы XVIIIв. Лука (Канашевич) и Гавриил (Кременецкий) и многие другие. Казанская епархия ставила одной из основных своих целей катехизацию нехристианского населения Татарстана, в связи с чем проводилась активная работа по открытию православных церквей и школ для новокрещенных и инородцев. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, благодаря миссионерской деятельности которой была катехизирована основная часть чувашей, удмуртов и марийцев. Казанской епархией в 1830 г. была учреждена особая инородческая миссия, а в 1854 г. при Казанской духовной академии открылись три миссионерских отделения и переводческий факультет. В XIXв. в Казанской Епархии была развернута деятельность известного казанского миссионера и переводчика Н. И. Ильминского – так называемого “апостола Казанских инородцев”. Благодаря ему, в 1867 г. было учреждено Православное братство святителя Гурия ( по имени первого епископа Казанской епархии), которое стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, трудами которого в 1864 г. была открыта Центральная крещено-тарская школа, а в 1872 г. — Инородческая семинария. Эта активная катехизаторская и образовательная деятельность Казанской епархии привела к катехизации и христианизации всех народов Поволжья.

     Православный этап истории России временно прервался на 70-летний атеистический Советский период, после которого началась активное Православное Возрождение. В современном же Татарстане происходит процесс возрождения как православия, так и некогда существовавшего на его территории ислама.

     Символом современного возрождения православия в Татарстане стали прошедшие на прошлой неделе в Казани торжества, приуроченные ко Дню явления Казанской иконы Божией Матери, к 450-летнему юбилею Казанской епархии РПЦ и к 1000-летнему юбилею самого города Казани. Весьма плодотворным оказался визит по случаю торжеств в Казань Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Прежде всего, Патриарх Алексий II посетил все основные православные центры Казани: Казанский Кремль, Петропавловский Собор, в котором состоялось Всенощное бдение, Благовещенский Собор Кремля, в котором была совершена Божественная литургия и молебен и, конечно, Богородице-Рождественский монастырь, в котором состоялось главное знаменательное событие всех торжеств. Патриарх Алексий II совершил передачу великой русской святыни – списка чудотворной Казанской Иконы Божией Матери на место Ее чудесного обретения Казанской епархии в лице архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. После Патриарх посетил Свято-Успенский женский монастырь на Зилантовой горе, где провел совещание со всеми правящими архиереями приволжского региона. Именно в Зилантов монастырь через несколько дней доставили чтимый список Казанской иконы Божией Матери, который пробудет в монастыре до окончания реставрационных работ в Крестовоздвиженской церкви Богородице-Рождественского монастыря. Помимо этого, Патриарх Алексий II принял участие в ряде важнейших государственных мероприятиях: в Казанском Кремле состоялась встреча Патриарха с Президентом Республики Татарстан Мантимером Шаймиевым, а также мэром Казани Камилем Исхаков, председателем Совета муфтиев России муфтием шейхом Равилем Гайнутдином и муфтием Татарстана Гусманом Хазратом Исхаковым. Патриарх обратился со словами особой благодарности за устроенные торжества к Президенту и вручил ему орден Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени, который был учрежден Священным Синодом РПЦ 26 декабря 1978 года.

     Патриарх назвал произошедшие в Казани торжества символом истинного церковного православного возрождения Татарстана, отметил важность возрождения величественного Благовещенского Собора в самом сердце Татарстана – в Казанском Кремле. Но вместе с тем налицо наличие огромного числа проблем, связанных с полным отсутствием реставрационных работ остальных многочисленных православных храмов и монастырей Казани, в том числе и Богородице-Рождественского монастыря, который на самом деле должен был быть полностью подготовленным к принятию чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Патриарх выразил надежду на активную помощь государственных структур Татарстана в восстановлении Казанской епархии РПЦ и Казанской семинарии, а также в реализации проекта строительства в Казани православного Паломнического центра, необходимого многочисленным паломникам чудотворной Казанской иконы.

     Препятствия же к реализации всего этого связаны с тем, что, несмотря даже на официальные данные Татарстана, по которым соотношение его татарского и русского населения, равно как и мусульманского и православного, составляет практически равный процент, явным предпочтением для реализации в Татарстане пользуются исключительно «национальные» мусульманские татарские проекты. Сам же Татарстан становится или создается исключительно как татарская мусульманская республика. Это прекрасно видно по тем парадигмальным изменениям, появляющимся в современном Татарстане, которые тематически можно отнести к двум мировоззренческим тенденциям: к тенденции «возрождения» национального татарского религиозно-культурно-цивилизационного проекта и закономерной в связи с этим тенденции отречения от русско-евразийского религиозно-культурно-цивилизационного проекта. Важно отметить, что все эти изменения происходят не только в Татарстане, но распространяются практически на весь Среднеазиатский регион России. В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующие события, происходящие в рамках «возрождения» «национальной» «татарской» религии, культуры и истории.

- Происходит агрессивное насаждение ислама, причем абсолютно диспропорциональное по сравнению с присутствием православия. Весьма показательно число имеющихся в республике мечетей, которых насчитывается больше 1200, и православных храмов, число которых не превышает и 250. Кроме того, к юбилею города была построена самая большая мечеть в Европе "Кул Шариф", претендующая на статус центра европейских мусульман. Идея этой мечети носит откровенно антироссийский подтекст: новая мечеть построена в Казанском Кремле именно на том месте, где стояла мечеть, разрушенная Иваном Грозным при взятии Казани; архитектурная форма новой мечети воспроизводит корону казанских ханов, увезенную после взятия Казани Иваном Грозным в Москву и до сих пор хранящуюся в оружейной палате Московского Кремля (есть, правда, версия, что этот головной убор был изготовлен по приказу Ивана Грозного после взятия Казани); и, наконец, название мечети – "Кул Шариф" связано с реальным именем сеида, или главы мусульман Казанского ханства Колшэрифа, который был одним из вождей обороны Казани и погиб, защищая ее от вражеских для него русских воинов. Важно отметить, что мусульманская татарская общественность отказывается воспринимать не только возможность, но и факт существования татарского православия, ярким примером которого являются татары-кряшены – общность татар, со времен Ивана Грозного исповедующих православие.

- Радикально антиправославными являются резкие выпады со стороны татарской общественности по поводу возвращения в Казань иконы Божией Матери: протестующие называли Казанскую икону символом русской экспансии и предлагали отправить ее в Москву в обмен на возвращение «шапки казанских ханов» в Казань. И уже совсем абсурдными кажутся претензии, предъявленные татарской общественностью к гимну России, звучание православного колокольного звона в котором якобы оскорбляет чувства татарских мусульман. Интересно, что нижегородские татары ( вместе с поддержавшим их лидером “Родины” Д. Рогозиным ) предложили идею ввести в государственную структуру России пост вице-президента – мусульманина – идею, напрямую угрожающую целостности России.

- Происходит создание татарской нации, то есть активное выделение “татар” в некую отдельную от русской, и даже противостоящую русской нации (в то время как сами русские могут быть определены только через великую евразийскую этническую смесь славянского и татарского элементов). Происходит противопоставление татар и русских как этноса здорового, сильного и активного – этносу уставшему, слабому и пассивному. Больше того, татары начинают называть себя непризнанными строителями России, претендующими на статус непризнанного государствообразующего ее народа. Абсурдность этого искусственного выделения татарского этноса среди русского проявляется в создании обособленных татарских общин не только в этнически подходящих для этого регионах, скажем того же Поволжья, но и в таких этнически далеких регионах, как Ивановская область, и даже Белоруссия. В Татарстане активно действует общественная организация, отстаивающая права татар во всем мире, причем именно на антирусской волне — Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Важно заметить, что в рамках единства с татарским этносом татарская общественность активно поддерживает крымских татар в их борьбе с русским населением Крыма, что напрямую противоречит внешней политики Российского государства.

- Происходит насаждение татарского языка, который должен, по мнению татарской общественности, со временем полностью вытеснить русский государственный язык. Оплотом татарского языка становится Казанский университет, а татарские языковые центры распространяются по всему Поволжью. В Татарстане начинает появляться телевидение и радио на татарском языке, начинается переименование городских улиц на татарские названия, при этом русский язык – официальный государственный язык России — перестает использоваться даже в качестве параллельного. Можно вспомнить и о недавнем желании Татарстана перевести татарскую письменность на латиницу – идея, носящая как антирусский, так и антинациональный подтекст, которая было запрещено Конституционным судом России.

- Происходят попытки радикального пересмотра некоторых событий русской истории. Прежде всего, это касается трактовки Татаро-монгольского ига, которое понимается как исторический процесс созидания татарского государства. Ну и конечно, это касается трактовки Куликовской битвы, которая понимается не как победа русского войска над татарским, а как военно-политический поход Москвы с целью помочь хану Золотой Орды Тохтамышу подавить мятеж своего темника Мамая, опиравшегося на помощь Крымского хана, и тем самым спасти целостность татарского государства. Впервые эта трактовка Куликовской битвы была озвучена при отмечании 620-летия русской Куликовской победы, а вновь появилась сейчас, в год ее 625-летнего юбилея. Кроме того, татарская общественность выступила категорически против проекта установления в Казани памятника российскому императору Петру I, в память о его пребывании в Казани. Идея поставить подобный памятник в Казани является не очень оправданной: в память о пребывании императора в Казани уже был построен Петропавловский Собор; в Казани же скорее нужно соорудить памятник русскому царю Ивану IV Великому, сделавшему Татарстан частью великого Московского Царства. Тем ни менее, мотивация протеста татарской общественности связана ни с чем иным, как с подъемом антироссийских настроений и желанием отделить историю Татарстана от русской истории.

     Все вышеперечисленные примеры наглядно подтверждают развитие в современном Татарстане двух тенденций – тенденции «возрождения» национального татарского религиозно-культурно-цивилизационного проекта и тенденции отречения от русско-евразийского религиозно-культурно-цивилизационного проекта. Действительно, большинство предложений татарской общественности демонстрируют желание отделиться от России, ее истории и культуры, и переосмыслить себя иначе, нежели как части русского пространства и времени. При этом, предлагаемые якобы национальные проекты на самом деле отрезают Татарстан от его собственной великой истории и культуры, причем как видно из его истории гораздо более православной, нежели мусульманской, неразрывно связанной, а во многом и слившейся с великой русской историей и культурой.

     Таким образом, на современном историческом этапе ни о каком мирном равноправном сосуществовании двух народов и конфессий на территории Татарстана говорить невозможно. Современный Татарстан являет собой поэтапную реализацию уже давно запущенного в Поволжье проекта «русский ислам», в котором православию будет выделено скромное место конфессии абсолютного меньшинства. И не случайно внутри исламской общины происходит вытеснение умеренных мусульман, скажем Таджуддина, агрессивными радикалами – например, Гайнутдином. Российские государственные органы должны остановить попытки осуществления татарского цивилизационного проекта на территории России с дальнейшими явными сепаратистскими по отношению к России целями. Русская Православная Церковь должна добиться хотя бы равноправного положения в Татарстане, а в дальнейшем – продолжить становление православного Татарстана, иначе — соседство на территории Казанского Кремля Благовещенского Собора и мечети Кул Шариф вряд ли продлится долго. А русская православная общественность должна выйти навстречу черному краснокрылому дракону Зиланту, языческому символу волжских булгар и, одновременно, исламскому символу казанских ханов, изображенному на Казанском гербе, с образом Святого Георгия и уже состоявшейся и запечатленной на Московском гербе Православной Победой.

29 июля 2005 г.


Статья опубликована на портале «Правая.Ру»





А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007