katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















 

Елена Малер-Матьязова


Форт-Росс: возрождение русской Америки

В первый же день июньского визита президента России в США было принято, пожалуй, самое важное решение: возродить основанную еще в 1812 году на территории Калифорнии русскую крепость Форт-Росс. Визит Дмитрия Медведева в США начался с Калифорнии, подобно некогда прибывшим именно на эти земли Г.И. Шелихову, А.А. Баранову и Н.П. Резанову, И. Кускову, а первым же подписанным документом стало соглашение между губернатором Калифорнии А.Шварценеггером и  председателем группы компаний «Ренова» Виктором Вексельбергом о сохранении и поддержании национального парка Форт-Росс.
В связи с экономическим кризисом власти штата Калифорнии приняли решение о прекращении финансирования и закрытии около ста  культурных объектов, что поставило существование Форт-Росса под вопрос.  Но, как оказалось, это историческое место имеет огромное значение для наших соотечественников, представителей русской общины Америки. Поэтому общественные организации «Конгресс русских американцев» и «Ассоциация Форт-Росса» выступили против закрытия этого памятника русской и американской истории, и многократно обращались к властям штата с просьбами о продлении его финансирования. Наконец, помощь пришла из самой России. Согласно заключенному соглашению, «Ренова» выделит большую сумму на реставрацию этого памятника, а также создаст на территории США некоммерческую организацию, которая будет заниматься его дальнейшей финансовой поддержкой.
Важность это события заключается не только в поддержке наших соотечественников, но и во внимании к нашей забытой истории, ее событиям и прославленным деятелям, а также в наступающим в 2012 году 200-летнем юбилее русской крепости в Калифорнии.

Из истории Русской Америки

Если история освоения русскими мореплавателями Аляски и Алеутских островов достаточно хорошо известна, о существовании русской колонии и крепости Форт-Росс в Калифорнии многие до сих пор узнают с большим удивлением.  Именно эта калифорнийская крепость стала само южной точкой на территории Америки, где обосновались русские колонисты, и имела прямое отношение и к «Русской Америке», и к «Российско-американской компании», и к графу Н.П. Резанову.

Как хорошо известно, русское «открытие Америки» произошло в процессе освоения Дальнего Востока в первой половине XVIII в. Так, в 1741 году в ходе Камчатской экспедиции офицер русского флота, командор Иван (Витос) Беринг обнаружил названный впоследствии его именем пролив и открыл берег Аляски, собственно говоря, и получившей название Русской Америки. Во второй половине XVIII в. русские начали заселять Алеутские острова и североамериканское побережье. В 1784 году на Алеутских островах высадилась экспедиция «русского Колумба» мореплавателя и промышленника Григория Шелихова (Шелехова),   который в этом же году основал первое русское поселение в Америке на острове Кадьяк. А в первой половине XIX века соратник Шелихова купец Александр Баранов основал на острове Ситка Ново-Архангельск, ставший столицей Русской Америки, и еще более двадцати русских поселений, предназначенных для промысловой и торговой деятельности.

Эта новая, освоенная русскими мореплавателями и купцами, территория  "Русской Америки" была официально включена в состав Сибирского, а позднее Восточно-Сибирского генерал- губернаторства Российской Империи.  А для ее управления в 1799 году была учреждена  полугосударственная торговая организация «Российская американская компания».  Она была основана по инициативе Григория Шелихова и Николая Резанова и официально утверждена императором Павлом, который наделил ее статусом «под высочайшим Его Императорского Величества покровительством», в связи с чем ее акционерами становились и крупные государственные деятели, и великие князья, и император АлександрI. Нужно заметить, что достаточно часто используется несколько искаженное ее название «русско-американская компания», которое, на самом деле, неверно описывает ее устройство и задачи:  предприятие было полностью российским, а не русско-американским,  в нем никогда не было и доли американского капитала, а его задачи преследовали исключительно российские интересы.  Российско-американская компания получила монополию на управление новыми территориями и торгово-промысловую деятельность в Северной Америке и фактически осуществляла российскую внешнюю политику на Дальнем Востоке и в Америке. Кроме того, она организовала и курировала около 30 морских экспедиций, в том числе и кругосветных, как, например, экспедицию под командованием Ивана Крузенштерна 1803-1805 годов. 

У компании было центральное представительство, которое располагалось в Иркутске; а также столичное представительство в Петербурге - в доме № 72 на набережной Мойки, ставшем памятником отечественной истории. Компанией управляли поочередно назначаемые правители, первым из которых в 1802 году стал Александр Баранов. В свое время правителем Российско-американской компании был назначен и граф Николай Резанов. Он получил приказ провести инспекцию русских поселений на Аляске и по прибытию в Ново-Архангельск обнаружил ужасное состояние русской колонии: в русской Америке царил постоянный голод, связанны со сложностью доставки необходимого продовольствия через Дальний Восток. Граф Резанов принял решение установить торговые отношения и закупать продовольствие в испанской Калифорнии.  И с этой целью прибыл в Сан-Франциско на двух кораблях «Юнона» и «Авось» - история, по мотивам которой было создано ни одно произведение, от текста американского прозаика Френсиса Бреет Гарта «Консепсьон де Аргельо» - до поэмы Андрея Вознесенского и рок оперы  Алексея Рыбникова «Юнона и Авось»...

Основание Форт-Росса

И наконец, нужно сказать об основании самого уникального русского поселения, расположенного на побережье Калифорнии, в 80 км от Сан-Франциско и ставшего не только самой дальней точкой обоснования русских колонистов, но и южным форпостом Российской Империи в Северной Америки. В начале XIX века у Александра Баранова, исполнявшего в то время должность правителя Русской Америкой,  появилась идея  основать русское поселение в Калифорнии. Он отправлял исследовательские экспедиции  на поиски подходящего места, во главе которых стоял служащий Российско-американской компании  лейтенант Иван Кусков. И в результате двух экспедиций 1808 и 1811 годов, на берегу   выбранной им бухты, Иван Кусков основал крепость «Форт-Росс», над которой 30 августа 1812 года  со своими сотрудниками поднял флаг Российско-американской компании - российский триколор с имперским двуглавым орлом. Этот уникальный пункт русской Калифорнии просуществовал с 1812 по 1841 год, став важнейшей промежуточной базой, которая обеспечивала необходимым продовольствием всю территорию Русской Америки.

К 1814 году были построены все основные сооружения форта, многие из которых оказались реально инновационными для территории Калифорнии! Согласно сохранившимся сведениям, русские поселенцы, обустраивавшие свою калифорнийскую колонию, отличались невероятным трудолюбием и были очень искусны в самых разных ремеслах; что дает все основания в который раз удивиться искаженному, но к сожалению устоявшемуся в современном сознании образу «русского»... Именно в русской крепости Форт-Росс под управлением Ивана Кускова была построена первая в истории Калифорнии судостроительная верфь. На ней строились крупные российские бриги для различных предприятий, а кроме того, строились баркасы и для испанцев, до этого не имевших в своей испанской Калифорнии ни одного гребного судна. В Форт-Россе были построены первые в  Калифорнии  ветряные мельницы, а также необходимые для полноценного поселения объекты: кирпичный завод, кожевенный завод, кузницы, конюшни, столярные, слесарные и сапожные мастерские, молочная ферма и прочие. Кроме того, в прилегающих к Форт-Россу окрестностях русские поселенцы разбили большие хлебные поля, огороды, а также фруктовые сады и виноградники, причем большинство из этих фруктовых деревьев и виноградников  были разведены на этой территории опять же впервые в ее истории.

Помимо всего вышеперечисленного, согласно сохранившимся сведениям, у русских колонистов не было никаких столкновений с местными индейскими племенами, в отличие от испанской практики.  Так, Григорий Шелихов, в 1784 году основавший первое русское поселение в Америке, в отличие от устроенной в свое время Колумбом резней местного населения, не только наладил с ним мирные отношения, но и организовал несколько школ для индейцев. Эта уникальная практика напрямую проистекала из официальной политики Российско-американской компании, устав которой просто напросто строго запрещал эксплуатацию местного населения и предписывал организацию частых проверок соблюдения этого требования.  Больше того, русские колонисты не только мирно уживались с индейскими племенами, но давали им элементарное образование, в том числе обучали грамоте, а также различным профессиональным навыкам. В результате, получая образование в русских школах, многие индейцы становились плотниками, кузнецами, кораблестроителями, фельдшерами, исследователями местной природы и фауны.

Православная миссия в Русской Америке

И конечно, наряду со всеми своими знаниями и умениями, русские колонисты привезли в Русскую Америку и свою Веру. Как известно, русские православные миссионеры начали осваивать американские земли с XVIII века - буквально одновременно с русскими промышленниками.

Первыми миссионерами, отправившимися в 1793 году в Америку, была группа монахов Валаамского монастыря, во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), среди которых был и инок, впоследствии прославленный как преподобный Герман Аляскинский. Описывая перспективы миссионерства в Новом Свете, преподобный Герман в 1795 году говорил, что «Американцы к крещению идут весьма охотно, крестилось без мала тысяч семь». Утверждение и дальнейшее благоустройство Православной Церкви в Америке связано с именем святителя Иннокентия (Вениаминова), известного деятеля Русской Церкви, ставшего впоследствии митрополитом Московским. В 1840 году, была основана первая миссионерская епархия Русской Церкви «Камчатская, Курильских и Алеутских островов», в 1870 году преобразованная в епархию Алеутских островов и Аляски. Несмотря на то, что со второй половины XIX века, после покупки территорий Русской Америки США, эти земли заполонили протестантские миссионеры, со времен русской миссии здесь сохраняется устойчивое православное присутствие, и самым православным штатом США является именно Аляска.

Естественно, русские принесли православную веру и в Калифорнию. Именно здесь, в Форт-Россе был построен едва ли не первый русский православный храм на американской земле. В 1820-х годах была открыта Троицкая церковь, работавшая на протяжении всего времени существования крепости. В 1836 году и Форт-Росс, и его Троицкую церковь посетил  святитель Иннокентий (Вениаминов), связывающий с этим южным форпостом большие миссионерские планы.  А уже в наше время, в сентябре 1993 года, Форт-Росс посетил Святейший Патриарх Алексий II, в сохранившейся Троицкой церкви которого отслужил молебен всем святым церковнослужителям и деятелям Русской Америки, в том числе преподобному Герману Аляскинскому, святителю Иннокентию, митрополиту Московскому, святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, мученикам протоиерею Иоанну Кочурову и Петру Алеутскому.

Национальный парк

Как известно, в середине XIX века, несмотря на осуществленную работу, планы и проекты,  Русская Америка прекратила свое существование. В 1841 году  Форт-Росс был продан крупному мексиканскому землевладельцу Джону Саттеру почти за 43 тысячи рубле серебром, из которых он, кстати,  недоплатил около 37 тысяч. В 1850 году Форт-Росс, вместе со всей Калифорнией, был присоединен к США. А затем, в 1867 г., в период правления Александра II, был подписан договор о продаже Российской Империей своих американских территорий США за 7,2 миллионов долларов. О причинах отказа от такого, казалось бы, очень важного и перспективного проекта, нужно говорить отдельно. В любом случае, можно констатировать, что к середине XIX века Российско-американской компании не удалось привлечь в российскую колонию необходимой количество русских поселенцев. И прежде всего, в связи с территориальными сложностями: не нужно забывать, что  путь из Санкт-Петербурга или европейской части России до Русской Америки занимал в то время около года. А к тому же был связан с реальным риском для жизни, самым веским доказательством чего являются биографии ее первых деятелей - и Григория  Шелихова, и Александра Баранова, и Николая Резанова, умерших как раз в этом трудном пути...

В наше время Форт-Росс существует как один из национальных парков штата Калифорния, при этом сохранившем память о своей истории, прежде всего силами и желанием русской американской общины. С этими целями на протяжении нескольких лет  действует ряд организаций - такие как «Конгресс Русских Американцев», объединяющий русских эмигрантов, а также историко-просветительская ассоциация «Форт Росс», занимающаяся изучением культурного наследия первых русских поселенцев. Ее силами на территории крепости был создан небольшой музей, посвященный истории основания русской колонии, ее основным деятелям и принесенным ими русским обычаям и традициям.  Но помимо музейных экспонатов, главным памятником истории является сама крепость, ряд построек которой сохранились с тех самых времен - прежде всего, дом последнего русского коменданта Александра Ротчева, несколько раз перестраиваемая, но сохранившаяся Троицкая церковь, а также угловые башни и амбразуры для пушек; остальные же строения крепости являются реконструкцией.

Ежегодно в последнюю субботу июля в Форт-Россе, при участии российского Генконсульства, проводится «День живой истории» - праздник, посвященный истории города и его русским поселенцам, по сути превратившийся в американский день русской культуры.  Он проходит в квадратной крепости за высоким деревянным забором, над которой веет имперский двуглавый орел флага Российско-американской компании, отсылая ко времени прибытия на эту землю русских со стороны Тихого океана.  Во время праздника проводятся специальные музейные экспозиции и выставки русского искусства, устраиваются театральные представления и исторические реконструкции, демонстрируется русское ремесленное дело, устраивается стрельба из исторического оружия, выступают фольклорные ансамбли, водятся русские хороводы, поются старинные песни... Кроме того, в «День живой истории» в Форт-Росс ежегодно совершает паломническую поездку настоятель Свято-Николаевского Патриаршего Собора Сан-Франциско со своей паствой, чтобы традиционно открыть этот праздник Божественной литургией в Троицкой церкви. Кроме этого, ежегодно осуществляется и вторая традиционная паломническая поездка в Форт-Росс - 24 сентября, в день памяти святого мученика Петра Алеутского, в связи с которым также проходит Божественная литургия в Троицкой церкви крепости.

  Возрождение русской крепости

При состоявшемся во время июньского визита президента России в США подписании соглашения о сохранении национального парка Форт-Росс, представители российской делегации обозначили перечень работ, которые хотели бы провести на этом историческом месте. Прежде всего, речь идет о реставрации сохранившихся памятников Форт-Росса, а также о восстановлении практически утерянного комплекса русской крепости. Говорилось о необходимости проведения археологических раскопок и исследований русского  поселения; о важности поддержания в надлежащем состоянии сохранившейся Троицкой церкви; а также о разработке различных культурно-исторических образовательных программ и мероприятий, посвященных пропаганде русской истории и культуры. И прежде всего, подготовки обширной программы празднования предстоящего в 2012 году 200-летия русской крепости в Калифорнии.

Заявленная работа по возрождению «Форт-Росса» действительно очень важна: без нее эта русская страничка истории  освоения Америки просто напросто исчезнет и с этой территории, и со страниц учебников истории... Думаю, что  сейчас мало какой современный молодой американец, пусть даже калифорниец, да боюсь что и мало какой русский, знает хоть что-нибудь о таких исторических явлениях, как «Русская Америка» или «Форт-Росс». И не приходит в недоумение, увидев на карте Калифорнии такие неожиданные топонимы, как  «Русский холм» (Russian Hill) или «Русская река» (Russian River)... А ведь реально, память о них на этой территории и сохранилась только в нескольких географических топонимах и, собственно, самого Форт-Росса. И ни одного памятника ни русским мореплавателям и исследователям, прошедшим сквозь воды Тихого океана и посвятившим свои жизни освоению и исследованию земель Аляски, Алеутских островов и западного североамериканского побережья...Ни русским промышленникам и ремесленникам, сделавшим реальный инновационный вклад в техническое развитие и обустройство этих территорий... Ни русским православным миссионерам, в XVIII веке впервые принесшим на эти земли христианство, обратившим в веру и крестившим огромное число язычников...

Очень хочется надеяться, что вместе с принятым соглашением, последует восстановление исторической памяти о русском открытии «Нового Света», «Русской Америке» и ее деятелях.   Потому что знать собственную историю, заставить уважать и увековечить память ее великим событиям и прославленным деятелям - это, прежде всего, наше дело.

Статья опубликована на сайте "Русский Обозреватель"








А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007