katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова


Украинская политика Фанара

Православная Церковь на Украине за время ее современной «незалежной» истории оказалась в глубочайшем кризисе. Церковную ситуации на Украине очень точно можно обозначить словом «многоцерковность», по прямой аналогии с политической «многопартийностью». Прямой проекцией которой она и является. Православная Церковь на Украине превратилась в поле политической борьбы и разделилась на несколько «украинских церквей» - этаких церковных партий, представляющих различные политические интересы. Так, помимо каноничной Украинской Православной Церкви Московского патриархата, существует УПЦ «киевского патриархата», УПЦ Константинопольского Патриархата, УАПЦ – «украинская автокефальная церковь» и «Украинская греко-католическая церковь».

Существующие на современной Украине многочисленные «украинские церкви» несмотря на имеющиеся между ними отличия, объединены общим идеологическим вектором, который заключается в принципиальном отделении от Московского Патриархата. Действительно, раз главным предикатом «незалежной» Украины стала формула «Украина – не Россия», то главным атрибутом новоявленных «украинских церквей» становится их принципиальная «не русскость». Этот принцип очень точно выражен в современном украинском лозунге «незалежной Украине – незалежная Церковь», где «незалежность» понимается как независимость именно от Русской Православной Церкви.

Совершенно естественно, что основным камнем преткновения и жертвой этой незалежной церковно-политической программы оказывается УПЦ МП, которая не только является частью единой РПЦ, продолжающей несмотря ни на что связывать Украину с Россией, но и является единственной каноничной Церковью Украины, признанной и находящейся в общении со всеми поместными Православными Церквами, да еще и объединяющая подавляющее большинство православных граждан Украины. Тогда как остальные неканоничные раскольнические «церковные организации» - тот же «Киевский Патриархат» и «УАПЦ» - являются маргинальными и существуют только благодаря непосредственной поддержке заинтересованных в этом украинских и зарубежных политических сил.


Нужно сказать, что все эти маргинальные неканоничные «церковные образования» сами по себе не представляли бы столь серьезной для каноничной украинской поместной Церкви опасности. Но одним из основных субъектов этого противостояния УПЦ МП к сожалению является Константинопольский Патриархат, поддерживающий различные альтернативные «церковные организации» и являющийся источником их легитимности.

Подобная политика Фанара на протяжении как минимум века является не исключением, а правилом: Константинопольский патриархат к сожалению периодически осуществляет вмешательство во внутреннее устройство и политику различных автокефальных Православных Церквей. Эта конфликтная политика осуществляется благодаря спекуляции Константинопольского Патриархата на исторически ему принадлежащем титуле «вселенского», искаженно понимаемом Фанаром как право главенства, управления и вмешательства в дела любой Поместной Церкви. Так происходит серьезное искажение канонического устройства Вселенской Церкви, в которой все автокефальные Поместные Церкви являются принципиально со-равными, а статус «вселенского» трактуется только как «первый по чести» среди равных, и уж ни в коем случае на имеет значение главенства. Не говоря уже о том, что исторически «первым по чести» считался столичный Патриархат, а значит после падения Византии, Константинопольский Патриархат перестал соответствовать статусу Вселенского, по инерции на непонятных основаниях закрепившимся за ним до сих пор.

После распада СССР, пользуясь тяжелейшим положением РПЦ на всей своей территории, расчлененной между несколькими независимыми государствами «ближнего зарубежья», Фанар начал проводить странную политику по отношению к Русской Православной Церкви, оспаривая и нарушая пространство ее канонической юрисдикции. Так громким конфликтом обернулось вмешательство в 1996г. Фанара в Эстонию и создание параллельно и вопреки Эстонской Православной Церкви, с XVI в. находящейся в юрисдикции Московского Патриархата, альтернативной церкви, провозглашенной эстонской епархией Константинополя. Действия Фанара получили резкое осуждение со стороны Москвы как неканоничные и раскольнические, а сложившаяся ситуация привела к полугодовому разрыву церковного общения между двумя Помесными Церквами.

Также уже на протяжении нескольких лет Фанар осуществляет попытки вмешательства на территорию Украины, области каконической юрисдикции Московского Патриархата, в связи с чем часто говорят о возможности повторения «эстонского сценария» с Украинской Церковью. Так, в рамках своей «украинской политики», Фанар пытается осуществить несколько проектов: от создания «незалежной поместной церкви», до открытия подворья и приходов Константинопольского Патриархата.

При определенном участии Фанара осуществляется проект создания «поместной православной церкви» Украины, незалежной по отношению к РПЦ. Эта «поместная церковь» создается через объединение всех существующих на современной Украине неканоничных «православных церквей» от «киевского патриархата» до «автокефальной церкви» - то есть является объединением всех украинских раскольников. Константинопольский Патриарх Варфоломей I высказывался за создание «поместной православной церкви» Украины еще с 2001 года, при этом объясняя, что это не столько ее обособление от Московского Патриархата и подчинение Константинопольскому, сколько "подъем ее состояния к самостоятельно существующей автономной церкви». После этого на идею создания «поместной церкви» обратили внимание украинские политики, которые начали направлять многочисленные воззвания и делегации к Варфоломею I с прямо противоположными просьбами. Одни – от депутатов оранжевых фракций Верховной Рады, до самого президента В.Ющенко - с просьбой вмешательства на каноническую территорию РПЦ, легитимизации непризнанных «киевского патриархата» и «автокефальной церкви» и учреждения долгожданной «поместной церкви». Другие – представители объединений «В поддержку канонического Православия», «Всеукраинские Православное братство Александра Невского», «За союз России, Украины и Белоруссии» и др. с настоятельными требованиями не нарушать каноническую территорию РПЦ, не признавать и не поддерживать украинских раскольников. Ядром будущей всеукраинской «поместной церкви» предполагается сделать незалежный «киевский патриархат», вокруг которого должны будут объединиться все остальные «украинские церкви». То есть по сути, всеукраинская «поместная церковь» будет являться объединением всех существующих украинских раскольнических «церковных организаций». В связи с этим в апреле 2007г. «архиерейский синод УПЦ КП» принял так называемую «Историко-каноническую декларацию» – обширный документ, обосновывающий претензии «Киевского патриархата» на статус «поместной церкви», в которой прямо говорится, что «В настоящий момент Киевский Патриархат ожидает признания автокефалии со стороны Константинопольской Церкви», признание украинской автокефалии «неизбежно и является только делом времени». А в июне 2007 года на основании этой декларации было отправлено обращение к Варфоломею I от общественной организации «За поместную Украину», с настоятельной просьбой «признать Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата как Поместную и автокефальную Церковь Украину». И Фанар поддерживает это искусственное конструирование украинской «незалежной церкви» путем объединения всех раскольнических «церковных организаций», не признанных ни одной Поместной Церковью. Причем, согласно позиции и заявлениям самого Константинопольского Патриарха, «если Московский Патриарх будет проявлять упорство, он решит проблему признания раскольников в одностороннем порядке».

 Также, несмотря на то, что официальной позицией Константинопольского Патриархата является осуждение и «киевского патриархата», и украинских автокефалистов», многие клирики Фанара проводят прямо противоречащую этой позиции политику. С их стороны происходит уже становящееся регулярным общение с раскольниками, присутствие на их службах и даже молитвенное участие в них. Причем естественно подобные действия представителей Константинополя предпринимаются вообще без какого-либо уведомления канонического Священноначалия на Украине. Так, согласно многочисленным сообщениям архиепископа Львовской епархии Августина, во Львове, клирики Фанара - архиепископ Всеволод (Майданский), епископ Илларион (Рудник) и игумен Филипп, нарушая каноны регулярно посещают и общаются с раскольниками – представителями автокефальной УАПЦ, а в занимаемом «автокефалистами» Львовском Успенском храме совершают с ними совместные молебны и богослужения, при этом даже не оповещая о своем приезде ни предстоятеля УПЦ, ни правящего архиерея Львовской епархии. Кроме того, некоторые представители Константинополя общаются и с еретиками – украинскими греко-католиками, униатами. Так, тот же архиепископ Всеволод (Майданский) является постоянным участником синодов Греко-католической церкви и униатских богослужений, неоднократно заявлявшим, что считает Украинскую греко-католическую церковь «преемницей древней Киевской Церкви».

Кроме того, на протяжении десятилетия Константинопольский Патриархат совершает разнообразные попытки включить Украинскую Церковь в собственную юрисдикцию. В этой связи в первую очередь нужно упомянуть о такой организации, как «УПЦ» в США Константинопольского Патриархата. Как известно, эта «УПЦ» является раскольничей «церковью», прямым продолжением первой УАПЦ, созданной еще в 1921г. самостийным «митрополитом» Василием Липковским, естественно не признанная ни одной Поместной церковью, но в 1995г. принятая Фанаром в свою юрисдикцию. Ее иерархи «митрополит» Константин (Баган) и «архиепископ» Всеволод (Майданский) являются главными идеологами проекта незалежной украинской «церкви». «УПЦ» в США, насчитывающая, кстати, всего около 100 приходов, регулярно обращается к Варфоломею I с призывом «защитить» Украину от «махинаций Московского Патриархата». К тому же, на протяжении нескольких последних лет представители Константинополя осуществляют попытки открыть на территории Украины собственное Подворье. В 2005 году его клирики архиепископ Всеволод (Майданский) и епископ Иларион (Рудник) чуть было не открыли подворье Фанара во Львове, в храме УАПЦ и естественно без уведомления правящего архиерея Львовской епархии архиепископа Августина.

 Фальсификация истории.

 Для обоснования своих претензий на территорию Украины, Константинопольский Патриархат осуществляет пересмотр юрисдикционной принадлежности Украинской Церкви. Так в 2005 г. на состоявшейся встрече с президентом Виктором Ющенко архиепископ Константинопольский Всеволод Майданский сделал скандальное заявление о неканоничности юрисдикции РПЦ над Киевской митрополией, поскольку Константинопольский патриархат не признает и никогда не признавал передачи Киевской митрополии в лоно Московского Патриархата в 1686 году и считает Украину своей канонической территорией; юрисдикция же РПЦ ограничивается ее территорией до 1686 года. Это заявление было тут же поддержано Константинопольским епископом Илларионом (Рудником), а также архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном, управляющим делами Украинской Православной Церкви.

Это заявление действительно является скандальным и провокационным, поскольку как хорошо известно, состоявшееся в 1686 г. переподчинение Киевской Митрополии Московскому Патриархату произошло по просьбе Собора украинских епископов и было подтверждено всеми восточными патриархами, и прежде всего патриархами Константинопольским Дионисием и Иерусалимским Досифеем. Кроме того, это скандальное заявление полностью противоречит еще недавно заявленной по этому вопросу официальной позиции Фанара. В 1993г. Патриарх Константинопольский Варфоломей в ходе своего визита в Русскую Православную Церковь официально заявил, что «Вселенский Патриархат признает только одного канонического митрополита Киевского – владыку Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины». А в 2000 г., в ответ на подобные провокации украинских раскольников, Фанар назвал все заявления о принадлежности Украины юрисдикции Константинополя «совершенно ложными».

Вся вышеупомянутая украинская политика Фанара связана с грубейшими нарушениями целого ряда Апостольских и Соборных канонических правил церковного устройства, строго запрещающих и осуждающих вмешательство на территорию канонической юрисдикции других Поместных Церквей (напр. 14 Апостольское правило; 8-е правило Третьего Вселенского Собора); общение и взаимодействие с раскольниками и еретиками ( напр. 45 Апостольское правило).

Кроме того, активно поддерживаемый Фанаром проект создания украинской «незалежной церкви» как в виде признания УАПЦ, так и в виде учреждения «поместной церкви», является прямым проявлением ереси филетизма - позиции подчинения церковных интересов актуальным национально-политическим интересам. Ведь идея создания «незалежной церкви» является важнейшим пунктом общей национально-государственной сепаратистской программы, согласно которой независимая национальная церковь является необходимым атрибутом образовавшегося независимого Украинского государства. Но Православная Церковь не признает филетизм как принцип церковной организации, потому что церковное управление должно осуществляться согласно установленным каноническим правилам несмотря на постоянно меняющиеся исторические и политические обстоятельства, несмотря на внезапное «появление» новых народов и государств. Иначе Церковь оказывается зависимой и подчиненной конкретным историческим обстоятельствам, временному государственному устройство. Показательным примером абсурдности «филетизма» как принципа церковного устройства является трагическая ситуация, происходящая с Сербской Православной Церковью: вследствие расчленения некогда единого Королевства Сербского, а затем государства Югославии, осуществляются попытки расчленить единую Сербскую Церковь на отдельные друг от друга «Черногорскую», «Македонскую», а в дальнейшем возможно и на «хорватскую», «боснийскую» и т.д.

Естественно, что со стороны украинских раскольников и «оранжевых» политиков эта линия Фанара получает активную поддержку, апофеозом которой стало недавнее награждение президентом Виктором Ющенко пожалуй самого скандального константинопольского архиепископа Всеволода (Майданского) орденом «За заслуги» II степени «за весомый личный вклад в гармонизацию межконфессиональных отношений» на незалежной Украине. Кстати, именно Всеволод (Майданский) должен был возглавить новую незалежную «поместную церковь» Украины, и он стал бы ее главой, если бы 16 января 2007г. внезапно не скончался… Действительно, «человек полагает, а Господь располагает»…


Статья опубликована на портале "РП-Монитор"






А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007