katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова

Третий Рим – Второму Риму

Исторический визит

В июле 2009 года состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Константинопольский Патриархат, который без преувеличения можно назвать историческим событием как в отношениях между обеими Поместными Церквями, так и для Православной цивилизации в целом.

Как хорошо известно, современные отношения между Московским и Константинопольским Патриархатами являлись очень напряженными до самого последнего времени. А учитывая положение, которое занимают две эти Церкви в православном мире, очевидно, что от их взаимоотношений напрямую зависит и состояние вселенского православия. Фанар и Москва являются выразителями двух разных, во многом противоречащих, моделей церковного устройства, в связи с чем, в современной межправославной политике часто выделяют два отдельных направления – константинопольское и московское. Основное противоречие, имеющееся между ними, связано с утверждением Фанаром концепции вселенского первенства единого епископа или модели «восточного папизма», неприемлемой с точки зрения РПЦ для православной экклезиологии. Это противоречие привело к прямым конфликтам после осуществления Фанаром вмешательства на каноническую территорию Московского Патриархата - часть которой после 1991 года оказалась разделенной между несколькими государствами «ближнего зарубежья», а значит, по мнению Фанара, стала территорией церковной диаспоры, должной быть окормляемой Константинополем. Так, в 1996 году произошел громкий эстонский конфликт, связанный с учреждением Константинопольским Патриархатом автономной церкви собственной юрисдикции в Эстонии, являющейся канонической территорией РПЦ. Этот шаг естественно получил резкое осуждение со стороны Москвы и привела к полугодовому разрыву церковного общения между двумя Патриархатами. Другой серьезный конфликт был связан с попытками вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украины, несмотря на то, что она является юрисдикцией РПЦ. Речь идет о возможных планах перехода под юрисдикцию Фанара раскольнического «киевского патриархата», а также, о возможном переходе Украинской православной церкви из московской юрисдикции в константинопольскую, на основании якобы неканоничности присоединения УПЦ к Московскому Патриархату. Разумеется, такой безосновательный и односторонний пересмотр имеющихся юрисдикционных границ и  вторжение на  чужую каноническую территорию, были причинами достаточно долгой конфронтации между Поместными Церквями.

Но ряд сделанных в последнее время позитивных шагов навстречу друг другу позволили приостановить эту своего рода «холодную войну» и сделали возможным возродить отношения. Так, летом 2008 года Константинопольский Патриарх Варфоломей во время своего визита на Украину, вопреки просьбам Ющенко и «киевского патриархата», а также настороженным ожиданиям канонической Украинской церкви, не оказал поддержку раскольническому «киевскому патриархату». Также, важным дружественным шагом было прибытие Патриарха Варфоломея зимой 2008 года в Москву и его участие в прощании и отпевании почившего Предстоятеля РПЦ Алексия Второго. Кроме того, в течение последних лет, между делегациями обеих Церквей состоялось позитивное сотрудничество в работе межправославных совещаний и комиссий, в отличие от нескольких предыдущих конфликтных случаев. Этот положительный опыт двух последних лет и сделал возможным состоявшийся исторический визит, долгожданное возобновление диалога и,  будем надеется, конструктивного сотрудничества между двумя Патриархатами.

О масштабе состоявшегося визита красноречиво говорит его программа, которая вышла далеко за ожидаемые «протокольные» рамки подобных встреч. Она  имела не только предполагаемую чисто церковную составляющую – сослужение и  переговоры между Предстоятелями, посещение и освящение храмов, но и весомую светскую часть, касающуюся национальных и общественно-политических вопросов. Показательно, что Патриарх Московский Кирилл нанес визит не только Предстоятелю Константинопольской Церкви, но  отдельно встретился и с премьер-министром Турецкой Республики, с руководителем Управления по делам религии Турции, а также с сотрудниками Российского посольства и  с русскими соотечественниками.

Ценность церковного единства

Одной из важнейших тем, поднятых Предстоятелем Русской Православной Церкви во время прошедшего визита, была тема церковного единства - как одна из основных ценностей во взаимоотношениях между Поместными Церквями. В  свете той разобщенности и конфликтности, которые присущи современным межправославным отношениям, ценность церковного единства действительно нуждалась в новом утверждении. Это единство проявляется, прежде всего, в литургическом общении между Церквями, в связи с чем оба Патриарха сослужили Божественную Литургию в Георгиевском Патриаршем соборе Фанара. Это событие особенно было отмечено Святейшим Патриархом Кириллом: «Сегодня произошло важнейшее событие в нашем посещении Святейшей Константинопольской Церкви – совместное служение Божественной литургии и причащение Святых Тела и Крови Господних, наше единение во Святом Духе». По словам Московского Патриарха, «усердно надлежит всем нам, последователям Христовым, заботиться о сохранении единства между собой! А сослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей служит ярким проявлением этого единства».

Важным показателем церковного единства являются братские взаимоотношения, проявляющиеся в наличии открытого и конструктивного диалога, позитивном решении всевозможных проблем и выработке общих позиций по возникающим вопросам. Предстоятели Москвы и Константинополя провели долгожданные переговоры, на которых обсудили самые актуальные и животрепещущие проблемы, касающиеся как взаимоотношений между двумя Церквями, так и Вселенского Православия в целом. И, несмотря на то, что целый ряд имеющихся спорных вопросов сразу решить не удалось – да и не удалось бы – важным достижением является сам переход к новому формату взаимоотношений в виде братского, открытого и конструктивного диалога! Как отметил глава ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) по итогам визита, теперь все возникающие вопросы могут обсуждаться «в открытом и регулярном диалоге, который приводил бы к решению проблем с учетом позиций обеих сторон».

Православная цивилизация в современном мире

Другой важнейшей темой, поднятой Предстоятелем Русской Церкви, была тема Православной Цивилизации в современном мире. Ее значимость связана с тем, что до сих пор православная цивилизация является невероятно разобщенной, а значит, очень уязвимой по отношению к различным вызовам современного мира. Поэтому, необходимой заботой Предстоятелей двух самых влиятельных Православных Церквей естественно является сплочение православной цивилизации, активизация межправославного сотрудничества, проведение регулярных межправославных конференций и совещаний. И,  конечно, выработка совместных общеправославных позиций по различным проблемам и ответов на различные вызовы современного мира. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в реалиях современного мира, когда религия вытесняется из общественной жизни, пересматриваются традиционные ценности, стирается понятие о грехе, «необходимо объединить усилия в выработке общеправославного ответа на вызовы времени»; «наши общие предания могут быть прочной основой для совместного свидетельства перед лицом современного мира». В этой связи, Московский Патриарх напомнил, что Русской Православной Церковью на протяжении многих лет проводится систематическая работа по осмыслению вызовов современного мира, результатами которой стал целый ряд уже подготовленных и изданных документов РПЦ – таких как «Социальная концепция», или «Декларация прав и достоинства личности». Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что «эти труды… могут быть полезными для всей православной Полноты, являются вкладом Русской Церкви в общеправославное свидетельство перед лицом современного мира, теряющего духовно-нравственные ориентиры».

Также, во время визита Патриарх Московский поднял важную тему активизации «диалога цивилизаций», что особенно актуально для урегулирования все более частых современных межрелигиозных конфликтов. В этой связи, Предстоятель РПЦ обсудил тему «диалога цивилизаций» с премьер-министром Турции Р.Т. Эрдоганом и выразил свою поддержку предложению Турции и Испании по созданию мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». А также, предложил инициативу создания экспертного органа в рамках Организации Объединенных Наций, с целью обсуждения и разрешения возникающих в современном мире религиозных конфликтов.

Проект окормления соотечественников

Но на решении чисто церковных задач, как и обсуждении чисто церковных тем, программа не закончилась.  В ходе визита, Предстоятелем Русской Церкви была поднята важнейшая проблема духовного окормления русскоязычных православных верующих – наших соотечественников в Турции. Подробное обсуждение этой темы состоялось на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с премьер-министром Турецкой Республики Р.Т. Эрдоганом в Анкаре. С этой же целью Предстоятель РПЦ посетил Российское посольство в Анкаре, где провел отдельную встречу с находящимися на территории Турции нашими соотечественниками.

Делегация Московского Патриархата привела последние статистические данные, согласно которым в Турции находится внушительная русская диаспора, намного превышающая греческую. Так, согласно этим данным, десятки тысяч русских проживают в Турции на постоянной основе, и около двух миллионов наших соотечественников посещают эту страну в течение летнего периода. И это при том, что греческая община Турции с каждым годом, к сожалению, сокращается: по последним данным на территории страны проживает не более полторы тысячи греков. Таким образом, именно русская диаспора, состоящая как из постоянно проживающих граждан, так и из приезжающих туристов, является основой православной паствы этого региона, окормлением которой необходимо заниматься! Как отметил Патриарх Московский, «в одном только районе – Анталии – на постоянной основе живут более 15 тысяч человек. Есть и другие места, где компактно проживают россияне, русские люди, русскоязычные люди, и возникают очень серьезные вопросы, связанные с духовной жизнью этих людей».

Для решения проблемы окормления русской диаспоры, потребовалось решение вопроса о наиболее приемлемом способе такого окормления. По итогам переговоров между Предстоятелями, пока было принято решение об оказании непосредственного содействия Фанару в окормлении русской диаспоры направлением наших русскоязычных священников на территорию Турции, видимо, на временной основе, как священников Константинопольской юрисдикции.

Другим вопросом, поднятым в  связи с соотечественниками, был вопрос обеспечения православной паствы необходимым количеством храмов. Предстоятель Русской Церкви на встрече с премьер-министром Турецкой Республики прямо сказал о том, что для религиозных нужд русской диаспоры и русских туристов в Турции, требуется строительство определенного числа православных храмов. И соответствующие договоренности были достигнуты: глава правительства Турции заявил, что он лично готов заниматься вопросом обеспечения православными храмами русскоязычных верующих, которые находятся в Турции. По итогам всех этих обсуждений окормления русской диаспоры в Турции как с Патриархом Варфоломеем, так и с премьер-министром Турции, Святейший Патриарх Кирилл заявил: «Надеюсь, на основе трехсторонних договоренностей нам удастся создать достаточно прочную каноническую систему пастырского попечения о православных русских, русскоязычных людях и о тех, кто посещает Турцию как паломники и туристы».

И первой наглядной реализацией этих договоренностей стало произошедшее во время визита освящение русского храма Константина и Елены. Этот храм находится в Бююк-Дере, недалеко от Стамбула, в резиденции Российского Генерального консульства. Он был построен в 1832 году на территории летней резиденции Посольства Российской империи. После революции его закрыли, и на протяжении советского времени богослужения в храме не совершались. Он находился в полном запустении вплоть до последних событий. Сейчас, после возрождения и освящения, Храм Константина и Елены является первым православным храмом в Турции, который принадлежит Московскому Патриархату и в котором ведутся богослужения на русском языке – для той самой многотысячной русской паствы.

Проект православного туризма

Помимо поднятия и обсуждения вопроса об окормлении русской паствы в Турции, предложения о строительстве необходимых для этого новых православных храмов, московская делегация предложила проект развития программы православного туризма. Предстоятель Русской Церкви на переговорах с  главой турецкого правительства сделал предложение о реализации развернутой программы религиозного туризма по христианским святыням и историческим памятным местам, находящимся на территории Турции. Реализация такой программы очень важна прежде всего тем, что благодаря ей будут сохранены, отреставрированы, выведены из заброшенного состояния уникальные святыни и памятники христианского мира, находящиеся на территории Турции. А ведь по количеству святых и памятных христианских мест, с Турцией может сравниться только Святая земля. Предстоятель русской церкви подчеркнул выгодность реализации этой программы, поскольку она увеличит количество туристов из России, Украины и Белоруссии, а возможно и из других христианских стран мира, причем не только в туристический летний сезон, но круглогодично, благодаря чему может быть ликвидировано такое понятие в туристической практике, как «мертвый сезон».

Результаты переговоров Московского Патриарха с  Турецким Правительством и по этому вопросу были более чем обнадеживающими. Как отметил Предстоятель РПЦ, «мы наметили определенный план совместной деятельности, в частности, связанной с увеличением количества паломников из России, а может быть и из других стран, таких, как Украина, Беларусь, которые могли бы посещать Турцию не только для того, чтобы отдыхать или заниматься коммерцией, но и для того, чтобы посещать святые места». Вместе с тем, Патриарх Московский подчеркнул, что важным условием для паломнических поездок является предоставление возможности совершения богослужений, а значит, необходимо строительство новых православных храмов.

Помощь в окормлении Турции

Основным итогом произошедшего визита в Турцию можно считать договоренность о реализации программы РПЦ по оказанию содействия и помощи Фанару в окормлении православной паствы Турции и элементарному сохранению и  укреплению Православия на ее  территории э. Как известно, Константинопольский Патриархат находится в более чем плохих отношениях с Турецкими властями, и реально лишен минимальных  возможностей для осуществления в этой стране элементарной церковной деятельности! Ведь речь идет о ситуации, когда священникам Константинопольской Церкви запрещено ходить в священническом облачении, малочисленным храмам запрещено иметь обыкновенные церковные лавочки с самой необходимой церковной утварью, иконами и книгами, находящиеся на территории страны христианские памятники и святыни пребывают в заброшенном или оставленном состоянии, а о новых храмах, разумеется, не идет и речи… Очевидно, что такое положение дел может привести к самым критическим последствиям, вплоть до полного исчезновения православия на этой территории! И это при имеющимся внушительном потенциале – огромном числе христианских святынь и памятников истории и миллионах туристов, а значит потенциальной паствы и паломников, из православной России, Украины, Белоруссии и других стран.

В такой критической ситуации, предложенная Третьим Римом Второму Риму помощь – по окормлению русской православной паствы, по реставрации старых и строительству новых храмов, по восстановлению христианских памятников и святынь, по разработке паломнических маршрутов – может стать едва ли  не  последней возможностью сохранить Православие на территории этого официально светского, а неофициально – исламского государства! Для современных межправославных отношений, это действительно беспрецедентная церковная политика братской поддержки и реальной помощи оказавшейся в столь плачевном положении Константинопольской Церкви. Как сказал архиепископ Илларион (Алфеев), «Мы готовы оказать содействие Константинопольскому патриархату в пастырском окормлении этих людей. Мы готовы и посылать наших священников, чтобы они, может быть, на временной основе становились священниками Константинопольского патриархата, и содействовать в реставрации храмов, и строить новые храмы».

Очень важно, что благодаря хорошим отношениям, имеющимся между Турцией и Россией, для делегации Русской Церкви оказалось возможным достичь всех нужных договоренностей с правительством Турции по реализации всех предложенных проектов! Как отметил Патриарх Московский Кирилл по итогам переговоров с турецким премьер-министром, «Турецкая Республика – это дружественная России соседняя страна», от правительства которой «я получил очень важное свидетельство о готовности откликаться на наши просьбы обеспечивать духовные нужды православных людей, которые сегодня живут в Турции и которые появятся в недалеком будущем»!

Новый формат взаимоотношений

Вместе с тем, в заключенных Московским Патриархатом договоренностях, помимо чисто православного аспекта, связанного с  сохранением и развитием Православия в Турции, нужно сказать и о  весьма существенном политическом аспекте.

Во-первых, в складывающейся ситуации осуществления РПЦ такого непосредственного участия в окормлении территории Турции, которым Константинополь не имеет возможности заниматься, влияние на его политику греческой диаспоры Америки может оказаться вторичным. А во-вторых, возможное продолжение со стороны Фанара политики вмешательства на каноническую территорию Московского Патриархата, теперь может иметь прямо обратные последствия. А надо отметить, что, к сожалению, единственный негативный итог состоявшихся переговоров двух Предстоятелей как раз и был связан с демонстрацией очень серьезных разногласий в оценке произошедших церковных конфликтов в Эстонии и на Украине. Но в новых складывающихся условиях, есть все основания предполагать, что по всем имеющимся конфликтным вопросам наконец-то будет достигнут консенсус. Так, говоря об итогах визита, архиепископ Илларион (Алфеев) подчеркнул, что несмотря на то, что разногласия, причем «очень серьезные», между двумя Церквами до сих пор сохраняются, теперь эти вопросы будут обсуждаться «в открытом и регулярном диалоге», причем «новый формат взаимоотношений уже не предполагает ударов в спину».

Интересно, что в рамках произошедшего визита, делегация Московского Патриархата посетила Собор Святой Софии – некогда самый главный и величественный храм христианского мира, не потерявший своего величия и после насильственных попыток превращения в мечеть, а затем и в музей… Собор, состояние которого более чем красноречиво демонстрирует состояние Православия в Турции - окруженный огромными минаретами, наполненный всевозможными музейными табличками, в котором строго запрещено произносить даже звуки молитвы. У Предстоятеля самой большой Православной Церкви мира было возможно только прервать речь экскурсовода и, произнеся слова - «Это место является для всех нас очень важным. Давайте минуту помолчим» - в тишине безмолвно помолиться…Но результаты совершенного московской делегацией визита дают основания надеяться на осуществление и такой заветной русской мечты двух последних столетий, как освобождение и возрождение Собора Святой Софии Константинопольской.

 

Статья опубликована на сайте Win.ru







А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007