katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова

Святой Крест на карте
современной Еропы

Для Римской империи IV века паломничество царицы Елены на Святую Землю стало настоящим открытием Евангельской истории и ее святынь, несмотря на, казалось бы, столь незначительный временной период, их разделяющий. Почему же речь идет об открытии? Дело в том, что буквально по прошествии нескольких десятилетий, и святые места Евангельских событий, и христианские реликвии оказались утерянными и забытыми.
 
Такова была политика языческого Рима, власти которого, зачастую в ответ на регулярно вспыхивающие иудейские восстания, прибегали к действиям, способствующим забвению и даже уничтожению мест, предметов и даже названий, напоминающих о Библейской истории.
Уже  в 70 году I века, в связи со вспыхнувшим иудейским восстанием, Иерусалим был полностью разрушен римскими войсками будущего императора Тита, сына римского императора Веспасиана. Во II веке, после подавления очередного иудейского восстания,  римский император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой дал название «Элия Капитолина» - из сочетания своего имени Элия-Адриана и языческого бога Юпитера Капитолийского. И сделал все, чтобы скрыть или осквернить святые для христиан места, которые, по его приказу, были засыпаны землей, и на которых были построены языческие святилища. Благодаря чему, согласно скорбным описаниям хронистов IV-Vвеков, на месте Гроба Господня появилось капище Юпитера, а на месте Голгофы - святилище Венеры. Как пишет об этом в своей  «Церковной истории» Сократ Схоластик: «Мудрствующие о Христовом чтили эту гробницу со времени страстей; а убегающие от Христа зарыли то место и, построив на нем капище Афродиты, поставили идола, чтобы истребить самую память о месте»...

Но равноапостольные император Константин и царица Елена  изменили судьбу заброшенного в течение двух столетий Иерусалима. В 324 году по приказу императора Константина, святому городу вместо «Элия Капитолина» было возвращено его Библейское название Иерусалим. А в 326 году благодаря паломничеству царицы Елены, произошло открытие Святой земли, обретение ее святых мест и христианских реликвий - прежде всего, Животворящего Креста Господня. Со времени этого события прошло чуть менее двух тысячелетий, и было бы интересно знать, где в дальнейшем оказался Крест Господень и в каких местах современной Европы хранятся его частицы. Известно, что распространение фрагментов Животворящего Креста Господня началось буквально со времени его обретения. Сама царица Елена разделила обретенное ею древо Креста на две части и одну из них оставила в Иерусалиме, а другую отослала в столицу империи Рим. Об этом в своей «Церковной истории» пишет Феодорит Кирский: «от креста же Спасителя небольшую часть положила она во дворце царском, а все остальное, вложив в серебряный, сделанный по ее приказанию ковчег, отдала епископу города, заповедав ему хранить для грядущих поколений памятник нашего спасения».      

 Иерусалимская часть Креста Господня на протяжении нескольких веков находилась в Иерусалиме. В VII веке она была временно увезена  в Персию опустошившим Палестину персидским царем Хозрой, но вскоре, после его смерти, вновь возвращена в Святой город византийским императором  Ираклием.  А затем, в связи с постоянными набегами иноверцев - язычников и мусульман -  на Иерусалим, этот фрагмент Креста Господня по решению христиан был разделен на частицы, которые были разосланы в самые разные места Европы. Об этом в своей «краткой истории Животворящего Древа» упоминает автор XII века, кантор Гроба Господня Анселл,  который пишет, что «народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить, христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили».  Другой фрагмент Креста Господня, привезенный царицей Еленой в Рим, был также разделен на части, одна из которых была положена в Сессорианском дворце Рима, а другая -  перенесена в новую столицу - Константинополь. Для хранения Константинопольской части Креста при императоре Константине Багрянородном в храме Пресвятой Богородицы императорского дворца был создан особый реликварий - Лимбургская ставротека. Там она и находилась вплоть до Крестовых походов, пока во время одного из которых - печально известного IV Крестового похода 1204 года - Константинополь не был разграблен крестоносцами, а его святыни -  вывезены в Западную Европу.  Правда, в свете последующего в 1453 году уничтожения Константинополя турецкой армией Мехмеда II, крестоносцы, путь и таким варварским способом, но спасли многие христианские реликвии от их полного уничтожения.  Римская же часть Животворящего Креста, оставленная в Сессорианском дворце царицы Елены, более не меняла своего местоположения. В 330 году на месте Сессорианского дворца по желанию святой Елены императором Константином была построена Базилика Святого Иерусалимского Креста Господня (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme), также, по месту  основания, именуемая Сессорианской базиликой, а по имени основательницы - Еленинской базиликой. В ней слева от алтаря был создан специальный придел для хранения привезенных царицей Еленой из Иерусалима святынь - так называемый придел реликвий   (capella delle Reliquie), где в отдельном реликварии вплоть до наших дней и хранится один из самых больших сохранившихся фрагментов Креста Господня. А рядом с ним хранится другая святыня, обретенная вместе с Крестом в 326 году царицей Еленой -  сохранившийся фрагмент титла - прибитой над головой Спасителя дощечки с аббревиатурой  «INRI» - Иисус Христос, Царь Иудейский (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). 

Частица Креста Господня с самого IV века до нашего времени находится на Кипре, в основанном царицей Еленой монастыре «Ставровуни». Согласно Преданию, на ее обратном пути из Иерусалима в Рим, во время разыгравшейся бури, царице явился ангел и повелел остановиться на этом острове и оставить частицу обретенного ею Креста Господня. И в наши дни, главной реликвией основанного на этом месте монастыря «Животворящего Креста» является древний кипарисовый крест в серебряном окладе, содержащий частицу Креста Господня, установленный в специальной нише на первом ярусе иконостаса соборного Крестовоздвиженского храма.     Среди мест, в которых, по прошествии времени, оказались фрагменты Креста Господня, стоит отметить следующие.  Большая частица Креста с VIII века хранится в испанском монастыре Санто Торибио  - Святого Торибио  в Кантабрии. Это - францисканский монастырь, один из самых древних на территории Испании, основанный еще в VI веке. Частица Креста Господня попала в него в VIII веке вместе с мощами святого Торибио, и с тех пор  почитается там как ценнейшая реликвия. Эта часть Креста - Lignum Crusis - хранится в крестообразном прозрачном окладе в капелле с одноименным именем; ее небольшой 5-сантиметровый участок открыт для приложения многочисленных паломников.  Другая реликвия - Крест святого Бернварда с четырьмя частицами Креста Господня - с XII века находится в Баварии, в монастыре Шейерн.  В XII веке Иерусалимский патриарх Фульхерий отправил каноника Конрада в Европу собрать пожертвования на нужды патриархата, для чего вручил ему патриаршую грамоту и  частицу Креста Господня. В этом путешествии святыня была утрачена, а затем в 1180 году оказалась в монастыре Шейерн, где и находится по сей день. Дважды в год в этом местечке происходят праздничные торжества в четь Креста Господня: 3 мая, в день Обретения Креста, и 14 сентября, в день Крестовоздвижения, по католическому календарю. Часть Креста Господня  с XII века хранится в австрийском аббатстве Хайлигенкройц - монастыре «Святого Креста». Это -  католический цистерцианский монастырь на юго-западе от Вены, являющийся одним из самых больших сохранившихся средневековых монастырей Европы. Он был основан в 1133 году австрийским герцогом Леопольдом III Святым; а частица Креста Господня была привезена из Иерусалима  австрийским герцогом Леопольдом V как подарок от иерусалимского короля Балдуина IV, которая в 1188 году была торжественно передана монахам Хайлигенкройца, где она и хранится по сей день. Этот фрагмент Животворящего Креста считался самым большой в Европе, лежащим севернее Альп; к нему со времен средневековья организовывалось массовое паломничество. В наши дни праздничная процессия в честь этой святыни проходит ежегодно в первое воскресенье после дня Крестовоздвижения.  Известная часть Креста Господня со времен Крестовых походов хранится в Париже. В XIII веке, вместе со многими другими святынями, она была продана императором основанной крестоносцами Латинской империи Балдуином II   королю Франции Людовику IX. За несколько лет, с 1243 по 1248 годы, для привезенных христианских реликвий на территории королевского дворца в центре Парижа была воздвигнута Святая часовня (Sainte Chapelle). После того, как во время Французской революции Святая часовня была закрыта, в XIX веке ее святыни были размещены в сокровищнице собора Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), где и хранятся до сих пор. Все находящиеся в Соборе святыни - часть Креста Господня, его гвоздь, а также Терновый венец Спасителя - в наши дни выносится для поклонения верующим лишь в первые пятницы каждого месяца и в Страстную пятницу (по католическому календарю), в остальные же дни доступ к ней закрыт.

Известны небольшие частицы Креста Господня и в других городах Западной Европы: кафедральном соборе Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре, в храме в Венеции, в кафедральном соборе Пизы, в церкви Пресвятой Богородицы в Брюгге, в церкви святой Кикилии в Дюссельдорфе. Множество частиц Креста Господня находятся и в Восточной Европе: прежде всего, в православных монастырях Афона, а также в Свято-Успенской Почаевской Лавре, Крестовоздвиженском соборе в Ужгороде и Успенском Соборе в Мукачево в Карпатороссии; в соборе Светицховели в Грузии и монастыре Эчмиадзин в Армении на Кавказе. Фрагмент Животворящего Креста находится и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме:  она хранится в  греческой православной сокровищнице и размещена внутри Креста на иконе святых Константина и Елены.                 

Достигали ли фрагменты обретенного царицей Еленой в IV веке Креста Господня пределов России? Да, и с достаточно раннего времени.  Одна из первых частиц была привезена в Россию из Иерусалима еще в XII веке - это частица, находящаяся  в кресте-реликварии Евфросинии Полоцкой, праправнучки святого князя Владимира,  в 1167 году совершившей паломничество в Константинополь и Иерусалим. Частица Креста Господня хранилась и в «Ковчеге Дионисия» - реликварии великих князей и царей московских, собранном из привезенных в XIV веке архиепископом Дионисием Суздальским константинопольских святынь. Ковчег Дионисия до XX века находился в Благовещенском соборе, а затем - в музеях Московского Кремля.
Другая частица Животворящего Креста попала в Россию в  конце XVIII века:  в 1799 году она была преподнесена императору Павлу I рыцарями Мальтийского ордена, прибывшими в Гатчину в построенный им для Мальтийского ордена Приоратский дворец. Эта святыня была помещена в  придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце Петербурга; и в следующем 1800 году Синодом была установлена отдельная памятная дата 25 (12) октября в честь «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня». После 1917 года эта святыня исчезла; и, по имеющимся сведениям, впоследствии вроде бы оказалась в монастыре Цетинье в Черногории, где и находится в наши дни. В современной же Москве частицам Креста Господня хранятся в нескольких храмах: в Елоховском Богоявленском соборе, где она находится вместе с другими святынями в  особой металлической раке; в Зачатьевском женском монастыре, в храме Вознесения за Серпуховскими воротами и в  храме Вознесения на Гороховом поле, в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, в храме Троицы Живоначальной в Старых Черемушках, в храме святого Сергия Радонежского в Рогожской слободе, в храме  Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве и в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни.

А весной 2006 года частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.  Патриарх Московский Алексий Второй в Успенском соборе Кремля вручил Распятие с частицей Животворящего Креста руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову, которая была передана космонавтам 13-й экспедиции Международной Космической Станции, стартовавшей 30 марта 2006 года. По словам Патриарха Московского, «находясь на МКС, Крест Господень будет облетать Землю, и защищать космонавтов, работающих на станции, а также всех землян от бед и катастроф».


Статья опубликована на сайте Татьянин День






А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007