katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова

Реликвии Искупления
в современном мире

Среди многочисленного числа христианских реликвий, существует несколько особых святынь, имеющих прямое отношение к произошедшей два тысячелетия назад искупительной жертве Христа.  Их принято выделять в отдельную группу реликвий, называемых «орудиями Страстей Христовых», к которым относятся: животворящий Крест Господень, его гвозди и титло,  Терновый венец Спасителя и копье Лонгина. Эти святыни с большим благоговением почитаются всем христианским миром, особенно в дни Страстной седмицы, когда к местам их пребывания со всего мира стекаются толпы паломников. Какова же была история реликвий Искупления и где находятся эти святыни в современном мире?

Обретение этих, как и всех евангельских святынь, произошло в IV веке в результате осуществленного византийской царицей Еленой паломничества в Палестину и раскопок мест евангельских событий, на несколько веков оказавшихся сокрытыми, в том числе под построенными над ними святилищами почитаемых богов римского пантеона. Но царице Елене удалось обрести эти святые места, и прежде всего – место Голгофы и Гроба Господня, после того, как по ее приказу языческие святилища были разрушены и под ними были произведены раскопки. Согласно христианскому преданию, на месте Голгофы были обнаружены  три креста, несколько гвоздей и титло - находящаяся над головой Христа табличка с буквами «INRI», означающими «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Крест Господень был опознан благодаря произошедшему от него чуду: согласно одним сведениям, каждый из найденный крестов был приложен к тяжелобольной женщине, которая от соприкосновение с одним из них исцелилась; по другим сведениям, кресты были приложены к проносимому в это же время мимо умершему, который от  соприкосновения с одним из них воскрес. Что же было дальше с обретенными крестом господним, его гвоздями и титлом с буквами «INRI»?

Крест Господень

После обретения великой святыни, царица Елена приказала разделить древо Животворящего Креста  на две части и одну из них оставить в Иерусалиме, а другую  отправила в столицу своей Империи. Что описывает историк V века Феодорит Кирский в своей «Церковной истории»: «От креста же Спасителя небольшую часть положила она во дворце царском, а все остальное, вложив в серебряный, сделанный по ее приказанию ковчег, отдала епископу города, заповедав ему хранить для грядущих поколений памятник нашего спасения».  Иерусалимская часть Креста на протяжении нескольких веков хранилась в иерусалимском храме Гроба Господня. В VII веке она была временно увезена  в Персию опустошившим Палестину персидским царем Хозрой, но вскоре, после его смерти, вновь возвращена в Святой город византийским императором  Ираклием.  Но позже, из-за опасности постоянных набегов на Иерусалим со стороны иноверцев, хранящийся в нем фрагмент Креста Господня по решению христиан был разделен на частицы, которые были разосланы в самые разные страны Европы. Об этом в своей «Краткой истории Животворящего Древа» в XII веке написал кантор храма Гроба Господня Анселл: «народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить, христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили».     

На обратном пути из Иерусалима в Рим, царица Елена остановилась на Кипре, где основала монастыре Животворящего Креста – Ставровуни, в котором поместила частичку обретенной ею святыни, так и хранящуюся там с IV века до наших дней. В Риме привезенная из Иерусалима святыня была помещена в Сессорианском дворце царицы Елены, после ее смерти с ее же согласия перестроенном в базилику Святого Иерусалимского Креста. Там в специальном реликварии она и находится вплоть до наших дней, причем считается одним из самых больших сохранившихся фрагментов Креста Господня. Еще одна небольшая частичка Креста находится в другом соборе Рима -  в Латеранской базилике Святого Иоанна.  От римской части Креста Господня был отделен фрагмент для новой столицы империи Константинополя. Вместе со всеми остальными евангельскими святынями, он хранился в фаросском храме Пресвятой Богородицы императорского дворца; но по прошествии времени, при императоре Константине Багрянородном, специально для него был создан особый реликварий – Лимбургская ставротека.  Там он и находился вплоть до 1204 года, пока в результате печально известного IV Крестового похода Константинополь не был разграблен крестоносцами и его святыни оказались в разных странах Западной Европы. 

Так, известно, что император провозглашенной крестоносцами Латинской империи Балдуин II передал одну из частиц  Животворящего Креста, вместе  со многими другими святынями, королю Франции Людовику IX. Она была помещена в воздвигнутую в центре Парижа специально для  привезенных христианских святынь Святую часовню (Sainte Chapelle), а после произошедшего в XIX веке закрытия часовни - перемещена в сокровищницу собора Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris). Там она хранится до сих пор; причем в обычные дни доступ к святыне закрыт, она выносится для поклонения верующих лишь в Страстную пятницу и каждую первую пятницу месяца.  Еще одна частица Креста Господня была также подарена императором Латинской империи Балдуином II герцогу Австрии Леопольду V, который передал святыню в австрийский католический цистерцианский монастырь XII века Святого Креста Хайлигенкройц (Heiligenkreuz Abbey).  Этот фрагмент Животворящего Креста считался самым большим в Европе, лежащим севернее Альп, в связи с чем во времена Средневековья этот монастырь стал центром массовых паломничеств. В этом монастыре эта частица Святого Креста находится и по сей день, в связи с чем в нем организовывается праздничная процессия каждое первое воскресенье после дня Крестовоздвижения.  Среди других мест, в которых по прошествии времени оказались фрагменты Креста Господня, стоит отметить один из самых древних монастырей Испании – францисканский монастырь Святого Торибио в Кантабрии.  Несколько частиц Креста Господня с XII века хранится в Баварии, в  монастыре Шейерн (Scheyern Abbey), в котором в этой связи дважды в год проходят праздничные торжества: в день Обретения Креста и в день Крестовоздвижения по католическому календарю. А также, небольшой фрагмент Креста находится на иконе Святых Константина и Елены в  греческой православной сокровищнице храма Гроба Господня в Иерусалиме – там, где десятки веков назад он и был обретен.

Наконец,               стоит напомнить, что весной 2006 года частица Животворящего Креста Патриархом Московским Алексием Вторым была передана космонавтам 13-й экспедиции МКС и доставлена на околоземную орбиту, где, по словам Патриарха, «Крест Господень будет облетать Землю и защищать космонавтов, работающих на станции, а также всех землян от бед и катастроф».

Гвозди Креста Господня      

Вместе с Крестом Господним в IV веке царицей Еленой были обретены и его гвозди, которые со временем также были распространены по всей Европе. При этом, нужно иметь в виду, что с первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, которые в итоге также почитались как святыни.  По преданию, царица Елена оставила один из обретенных ею гвоздей в Иерусалиме, а другие отправила своему сыну императору Константину. Об этом сохранились сведения историка V века Феодорита Кирского: «что же касается до гвоздей, то некоторые она вбила в шлем царя, заботясь о голове своего сына, чтобы от нее отражались неприятельские стрелы, другие вковала в узду его коня, имея в виду и безопасность царя…».   
В наше время известно несколько мест, в которых находятся обретенные в IV веке гвозди. Один из них со времен царицы Елены хранится в Риме, в базилике Святого Иерусалимского Креста. А другой – с тех же времен в соборе Кафедральном Соборе Святого Петра города Трира, в числе сокровищ «Трирского переносного алтаря». Известно о нахождении иерусалимского гвоздя в церкви Святого Пантелеимона Венеции, где он хранится в специально построенной и соответствующим образом названной капелле Святого Гвоздя. Один из гвоздей Святого Креста является главной реликвией миланского собора Рождества Богородицы 14 века. Причем, по сведениям его служителей, это - тот самый гвоздь, который был помещен царицей Еленой в подкову коня императора Константина, утерянный и через некоторое время обнаруженный святым Амвросием Медиоланским. Эту реликвию демонстрируют всего лишь раз в году, 14-15 сентября, а все остальное время на место его хранения указывает красный луч на стене. Другой гвоздь, помещенный царицей Еленой в удила коня императора Константина, по имеющимся сведениям, находится в соборе Святого Сиффрена во французском  Каприантре.  Также, вместе со многими другими реликвиями святынями, один из иерусалимских гвоздей с 13 века хранится в Соборе Парижской Богоматери. Есть данные, что в 18 века один из святых гвоздей хранится в Стамбуле, в соборе Святого Георгия на территории Константинопольского Патриархата. И, наконец, по сохранившемуся преданию, один из иерусалимских гвоздей в IV веке оказался в Грузии – он был послан самим императором Константином грузинскому царю Мириаму, крестившему грузинский народ и провозгласившему христианство государственной религией страны. Эта реликвии на протяжении многих веков хранилась в грузи, а в XVII веке грузинским царем Арчилом Вахтанговичем, принявшем русское подданство, была привезена в Россию.  По указу Петра I, иерусалимский гвоздь  был передан в кремлевский Успенский собор Московского Кремля, в алтаре которого он и хранится.        

Титло INRI

Вместе с Животворящим Крестом было обретено и почитающееся как реликвия его титло – дощечка с написанной по приказу Понтия Пилата аббревиатурой INRI, означающей «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). Согласно одним сведениям, титло Креста Господня долгое время хранилось в храме Воскресения в Иерусалиме и было вывезено оттуда лишь во время Крестовых походов. Согласно другим, после обретения это титло было привезено царицей Еленой в Рим, где было помещено в базилике Святого Иерусалимского Креста. Об истории титла сохранились записи Стефано Интессуры, рассказывающие, что в 1492 году во время реставрационных работ в базилике Святого Креста был обнаружен фрагмент титла, замурованный в одной из арочных дуг храма. О его подлинности свидетельствовала найденная  вместе с ним запись с печатью папы римского Луция II. В связи с чем, через некоторое время, в 1496 году, папа римский Александр VI официально признал этот фрагмент подлинным. Сохранившиеся фрагменты этого титла в наши дни хранятся в базилике Святого Иерусалимского Креста и в Латеранской базилике Рима. 

Терновый венец Христа

Помимо Креста Господня, его гвоздей и титла, в Иерусалиме была обретена еще одна святыня, связанная с Крестной жертвой Спасителя – Терновый венец, возложенный на Его голову во время Его Страстей. По сохранившимся сведениям, первоначально Терновый венец Спасителя находился в хранилище Иерусалимского Храма Воскресения Христова, а затем – в Константинопольском храме Богородицы Фаросской. В 1204 году святыня оказалась в руках захвативших Константинополь крестоносцев, и в 1238 году, вместе со многими другими реликвиями, была продана императором Латинской империи Балдуином II королю Франции Людовику IX. Согласно историческим сведениям, в августе 1238 года король Людовик торжественно встречал Терновый венец и другие иерусалимские святыни за 40 км от Парижа, а затем, сняв с себя все королевские регалии и обувь, нес их на своих плечах.  Сначала Терновый венец, вместе с остальными реликвиями, был положен в специально возведенной на территории королевского дворца Святой часовне, а после ее закрытия в 19 веке -  в сокровищнице собора Парижской Богоматери, в котором Терновый Венец Спасителя и хранится до сих пор. Эта почитаемая христианская святыня помещена в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом, и выносится для поклонения верующим лишь в Страстную пятницу и в первые пятницы каждого месяца. 
Помимо Тернового Венца, по разным странам распространялись и его шипы. Так, несколько шипов Венца хранятся в  драгоценном реликварии в форме венца в римской базилике Иерусалимского Креста. Также известно о нахождении нескольких терновых шипов в церкви Святого Иоанна Милостивого в Венеции; в базилике святителя Николая в Барии, в сокровищнице Кафедрального собора Святого Лоренцо в Генуи и многих других церквах Европы.

Копье Лонгина

Также к «орудиям страстей Христовых» относится и так называемое "копье Лонгина" - копье, которым римский воин пронзил грудь распятого Иисуса Христа. Считается, что этим воином был римский легионер Гай Кассий, который, по преданию, уверовал в Христа, крестился с именем Лонгин и стал христианским проповедником, а его копье – стало одной из христианских святынь.   Кстати говоря, именно это копье получило легендарное название «Копье Силы», «Копье Власти» или «Копье Судьбы», поскольку, по поверья, обладало силой наделять своего законного владельца невероятным могуществом и чуть ли не властью над всем миром.
В современной Европе существует несколько реликвий, почитаемых как копье Лонгина или его фрагменты, для выяснения подлинности которых учеными проводятся экспертизы. Прежде всего, нужно сказать о Ватиканском копье, которое хранится в соборе Святого Петра Ватикана. Считается, что это – та самая реликвия, которая была обретена в Иерусалиме, затем хранилась в Константинополе. Откуда, по одним сведениям, во время IV Крестового похода была вывезена сначала в Париж, а затем, в 18 веке, в Рим. А по другим, находилась в Константинополе до его завоевания турками, после которого в 15 веке была послана  султаном Баязетом в дар папе римскому Иннокентию VIII. Помимо этого, известно Венское копье, также выдаваемое за копье Лонгина. Его история известна с X века, со времен Оттона I. С конца 18 века оно, вместе со всеми атрибутами императорской власти, пребывало в сокровищнице Венского дворца, а ныне находится в  Венском музее истории искусств. Правда, по данным проведенных экспертиз, железо, из которого оно сделано, было выковано не раньше VII века. Кроме того, была найдена его подделка: речь идет о Краковском копье, которое по данным экспертиз  оказалось всего лишь копией Венского.

И, наконец, нужно сказать об Армянском копье, также почитаемом как то самое копье Лонгина. Существует целое армянское предание, согласно которому копье Лонгина попало в Армению еще в апостольские времена: на эти земли его привез один из 12 Апостолов Христа Фаддей. Первым местом нахождения этой святыни был  армянский монастырь Гегардаванк – или «монастырь копья», а затем, в 13 веке,  святое копье было перенесено в монастырь Эчмиадзин – исторический центр Армянской церкви и резиденцию Католикоса всех армян. В ризнице Эчмиадзинского монастыря, в специальном золотом  ковчеге Святое копье  находится и в настоящее время. И по результатам недавно проведенных английскими учеными исследований, прошедших с благословения Католикоса всех армян Гарегина II, именно эту реликвию действительно можно считать подлинным копьем Лонгина, тогда как остальные являются всего лишь его более поздними подделками.


Частица Креста и Титло


Терновый венец. Копье Лонгина.


Статья опубликована на сайте Интерфакс-Религия








А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007