katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова


Пророк, предсказавший
Рождество и Апокалипсис

 

30 декабря, незадолго до Рождества Христова, христианский мир вспоминает ветхозаветного пророка Даниила, две с половиной тысячи лет назад сделавшего предсказания и о Рождестве, о дальнейшей истории мира, и о конце света, которые собраны в одном из самых таинственных текстов Библии - «Книге пророка Даниила». На протяжении всей ветхозаветной истории в среде единственного, сохранившего связь с Богом, избранного народа появлялись пророки и выполняли очень важную наставническую функцию. Они разоблачали грехи и заблуждения, призывали к истинной вере, сообщали Божественную волю и направляли в соответствии с ней жизнь народа,  пророчествовали о будущем избранного народа и всего мира.  Среди них были четыре пророка, вошедшие в церковную историю как большие или великие, которые оставили после себя пророческие книги - это Исаия, Иезекииль, Иеремия и, ставший четвертым великим пророком, Даниил.
       
На реках Вавилонских

Пророк Даниил был свидетелем и соучастником ветхозаветной истории с последней четверти VII - по первую четверть VI века до Рождества Христова. Он родился около 619-615 гг. в Иерусалиме и был потомком знатного рода, происходящего от самого царя Соломона. Но основная часть его жизнь прошла не в родном «священном городе», а «на реках Вавилонских» - в вавилонском плене, в который он попал еще подростком в результате произошедшего около 607 года завоевания Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. Но, пребывание пророка Даниила именно в Вавилоне было, безусловно, промыслительным. Ведь Вавилон на протяжении веков являлся реальным политическим, культурным и научным центром древнего Востока. Помимо того, что он был столицей Вавилонской империи, он был городом всемирно известных сооружений: уникальной крепостной стены и «воротами Иштар», удивительной ирригационной системы и «висячими садами Семирамиды», храма «Эсагила» и огромным семиступенчатым зиккуратом «Этеменанки» или «Вавилонской башни». Наконец, он был научной столицей,  на весь мир прославившейся своей «вавилонской ученостью» - уникальными знаниями в астрологии, геометрии, географии, мореплавании, клинописи и других дисциплинах. Таким образом, находясь в вавилонском плену, библейский пророк мог не только разделить судьбу своего народа, но и имел возможность проповедовать веру в истинного Бога, являть свои чудеса и пророчества в столице всего древнего Востока, самым могущественным ее царям.

В Вавилоне, по приказу царя Навуходоносора, из всех пленных отбирались лучшие – самые знатные, умные и красивые - юноши и направлялись на трехлетнее обучение в школу при царском дворце.  Так Даниил, вместе с другими мальчиками из знатных иудейских семей Ананией, Мисаилом и Азарией, был отобран для обучения и дальнейшей царской службы.  Естественно, целью этого трехлетнего обучения было не только знакомство с «вавилонской ученостью», но и их перевоспитание, ассимиляция, личное восприятие чужого для них языка, культуры и верований.  С этим было связано и принудительное изменение имен:  так, Даниил был переименован в «Валтасара», Анания -  в «Седраха», Азария -  в «Авденаго» и Мисаил - в  «Мисаха» - имена, относящиеся к почитаемым вавилонянами языческим богам. Но, даже получив эти новые языческие имена, юноши решили твердо хранить свою веру в истинного Бога  и предписанные  правила благочестия.  В связи с чем, в самом начале своей вавилонской жизни, они совершили свой первый подвиг: отказались употреблять в пищу еду с царского стола, запрещенную моисеевым законом и оскверненную предваряющим трапезу языческим ритуалом. Они согласились употреблять только простую растительную пищу, что им было разрешено после удостоверения в их прекрасном здоровье и самочувствии после подобного 10-дневного поста.  За проявленную с первых же шагов преданность Богу, твердость в вере и благочестие, юноши были награждены Господом необычайными способностями в постижении наук, и на итоговом экзамене они были отмечены самим Навуходоносором, увидевшим, что эти юноши по уму и сообразительности в десяток раз превосходят вавилонских мудрецов и волхвов.  Помимо этого, Даниил был награжден Господом особенными способностями: толкования снов и пророчества о будущем.  Совокупность этих божественных даров позволило Даниилу - этому иудейскому пленнику, чужестранцу и иноверецу,  на протяжении всей своей вавилонской жизни находиться при царском дворе: быть придворным сановником при Навуходоносоре, а также пяти его преемниках, а затем -  царским советником при Дарии Мидийском и  Кире, царе Персидском. 

Испытание веры

Вместе с тем, Даниил и три отрока, благодаря подстрекательству ненавидевших их царских вельмож,  по приказу вавилонских царей неоднократно приговаривались к смерти. И каждый раз, проявляя твердость в вере и преданность истинному Богу, чудесным образом оставались невредимыми. Однажды вавилонский царь Навуходоносор соорудил вблизи Вавилона 10-метрового золотого идола бога Мардука, считавшегося покровителем Вавилона, и устроил в честь его открытия всенародный праздник. По царскому приказу, под звуки трубы все присутствующие были обязаны пасть на землю и поклониться истукану, что все и сделали, кроме троих отроков Анании, Азарии и Мисаила. Разгневанный царь приказал раскалить печь, связать юношей и бросить их в огонь, что и было сделано; пламя же было настолько сильным, что бросавшие их в печь воины упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил были спасены ангелом Господним, и, на глазах у всех, стояли посреди горящей печи невредимые и пели хвалебные песни Господу. Увидев это, Навуходоносор призвал их к себе, сказал «благословен Бог ваш, Который послал ангела Своего и избавил рабов Своих, надеющихся на Него» и под страхом смертной казни запретил всем своим подданным «хулить имя Бога Израилева».

Годами позже, уже при царе Мидийском Дарии, сам Даниил был брошен на растерзание в яму к голодным львам. Он был очень уважаем Дарием и занимал при нем важный государственный пост, но это вызывало сильнейшую зависть у языческих вельмож, которые и сделали все, чтобы оклеветать и умертвить Даниила. Зная о благочестивом правиле Даниила ежедневно трижды молиться Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима, вельможи подговорили царя запретить в течение тридцати дней обращаться к какому-либо богу, но только к царю, а  отступивших бросать в львиный ров. Даниил не прекратил свои ежедневные молитвы и был брошен в ров на растерзание львам.  Но он был спасен ангелом Господним, заградившим пасти львам, и остался невредим. На следующий же день по распоряжению царя, Даниил был освобожден из рва, а его обвинители – брошены в него и немедленно растерзаны голодными хищниками. После чего, царь Дарий издал приказ: «чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно». Такова была вера Даниила и его трех отроков, не только чудесным образом спасшая их от смерти, но и заставившая даже языческих властителей признать силу истинного Бога и благоговеть перед Ним.

Толкование снов и видений

Главным даром Даниила был его пророческий дар, проявившейся и в его способности толковать сновидения, и в данном ему откровении, который сделал его последним великим ветхозаветным пророком.   И впервые он проявил эту способность незадолго после того, как поступил на службу к вавилонскому царю. Навуходоносору приснился очень странный и очень смутивший его сон, для  толкования которого он собрал лучших вавилонских мудрецов и волхвов, но так и не получил от них ответа.  Только Даниил смог истолковать царский сон, значение которого было открыто ему после молитвы к Господу в ночном видении. Навуходоносор увидел огромного страшного истукана, голова которого была золотой, грудь и руки – серебряной, туловище – медным, ноги – железные, а ступни - глиняные. Затем  с горы оторвался камень, ударил в ноги истукана и разбил его в прах, а затем увеличился и стал горой, которая покрыла всю землю. Даниил истолковал Навуходоносору этот пророческий сон, в котором была зашифрована дальнейшая история мира. Так, приснившийся царю истукан символизировал четыре языческие царства, которые придут на смену друг другу, первое из которых – золотое – и есть царство Вавилонское. Камень, сорвавшийся с горы и разрушивший истукана, символизировал Мессию, а выросшая из него гора – основанное Им пятое царство Божие, которое сокрушит все царства земные и распространится по всему миру. «Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего» - завершил свое толкование Даниил. А ошеломленный Навуходоносор встал, поклонился пророку до земли и сказал: «воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!».  Пророчество Даниила исполнилось в точности: вслед за царством вавилонским последовали три языческих царства, владевшие иудейским народом – персидское, греко-македонское и римское. Во время римского царства на землю явился Христос и основал Свое царство, всемирное и вечное – христианскую Церковь.

По прошествии времени, примерно на 37-м году царствования,  Навуходоносора вновь приснился странный и очень смутивший его сон, который снова не смог истолковать никто из вавилонских мудрецов, кроме пророка Даниила. Во сне Навуходоносор увидел огромное, достигавшее небес, дерево, на котором росли прекрасные листья, которое изобиловало плодами,  под которым укрывались всевозможные  птицы и животные. Но тут появился некий Святой и громким голосом повелел срубить дерево, обрубить его ветви, разбросать его плоды, прогнать сидящих под ним зверей. Но главный его корень оставить в железных и медных узах в земле, среди   полевой травы. Завершался сон странными словами о том, что сердце человеческое будет отнято от него и заменено на сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Даниил объяснил царю, что дерево, увиденное им, символизирует самого царя, величие которого стало столь огромным, что достигло небес и всех краев земли. Но, сколь не велик он, только Всевышний владычествует над человеческим царством, судьба любого царства – в Его руках, и Он дает его, кому пожелает.  И далее он предсказал, что, согласно сну, царство его, как главный корень дерева, останется при нем; но настанет время, когда он будет отлучен от него на семь времен и будет как зверь питаться травою. Даниил видел причиной надвигающейся на царя беды в его непомерной гордыне и сказал ему напоследок: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным». И по прошествии года, когда Навуходоносор прохаживался по своему дворцу и восторгался своим могуществом, с неба раздался голос: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!». После чего у царя помутился ум и он впал в ликантропию – душевное расстройство, при котором человек отождествляет себя с животным, в связи с чем, царь был удален от людей в пустыню, где жил как животное, как и было предсказано ему во сне. По окончании назначенного срока Навуходоносор выздоровел и прославил Царя Небесного, «Который силен смирить ходящих гордо».  И вскоре после этого, процарствовав 43 года, великий вавилонский царь  скончался…

Следующее пророчество было сделано Даниилом уже пятому преемнику Навуходоносора, воцарившемуся через 7 лет после его смерти – Валтасару.  Причем, пророчество это было сделано в последний год его царствования, накануне  персидского завоевания Вавилонского царства в 539 году до Р.Х. В последний год своего царствования, Вальтасар беспечно пировал в Вавилоне и приказал принести священные сосуды, которые были похищены из Иерусалимского храма Навуходоносором, и позволил себе и всем присутствовавшим из них пить. Хотя даже сам Навуходоносор в свое время не решился осквернить эту святыню и поместил их в  царской сокровищнице.  Внезапно в воздухе появилась рука и написала на стене никому не понятные слова. Вальтасар ужаснулся и приказал прочесть написанное своих вавилонских мудрецов, но никто из них не смог этого сделать. Тогда царь послал за пророком Даниилом, который прочитал слова «мене, мене, текел, упарсин»  и истолковал их: оно означало, что исчислил Бог это царство и положил ему конец; взвесил царя и нашел очень легким; разделил это царство и отдал мидянам и персам. Это пророчество исполнилось до того, как закончилось это пиршество: в эту самую ночь персидские войска вторглись в Вавилон, ворвались во дворец и убили Вальтасара, последнего вавилонского царя. В эту же ночь пало «золотое» царство Вавилонское, а на смену ему пришло Мидийско-Персидское «серебряное» царство.

Ветхозаветное Откровение

Наконец, в конце собственной жизни пророку Даниилу были даны  видения, касающиеся дальнейшей истории мира, приходу Миссии, приходу антихриста и  конца света.  Так, около 539 года до Р.Х., в первый год царствования Валтасара, почти восьмидесятилетнему пророку Даниилу приснился необыкновенный сон. Он увидел четырех зверей: льва с орлиными крыльями, медведя с тремя клыками, барса с четырьмя головами и четырьмя крыльями и ужасного зверя с десятью рогами и железными зубами. В этом же сне Даниил увидел Самого Бога в образе «Ветхого днями» - древнего человека, а также грядущего к Нему «Сына Человеческого». В этом же сне пророк получил его объяснение. Каждый зверь, увиденный пророком, символизировал одно из четырех языческих царств. В то же время, последний зверь символизировал и появление в конце времен антихриста и его царства, после которого наступит Божественный суд и вечное царство Божие.  Через несколько лет, около 534 года до Р.Х., во время царствования Кира, старцу Даниилу на берегу реки Тигр было дано пророчество о дальнейшей истории земных царств, в том числе о трех преемниках царя Кира, о Ксерксе и Александре Македонском, а также о презренном царе Епифане и допущенной им «мерзости запустения». А также еще одно откровение о конце света, когда настанет «время тяжкое», «многие из спящих в прахе земли пробудятся» и спасутся только «записанные в книге»…Трудно не заметить, что весьма сходные описания и зверя-антихриста, и конце света, повторятся в другом пророчестве, которое появится только через 600 лет – в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Также, пророк Даниил получит еще одно откровение о времени первого пришествия Мессии и основания его Царства. Оно будет дано пророку самим архангелом Гавриилом, который обозначил число в «семьдесят седмин»,  которые пройдут с момента освобождения израильского народа и возвращения его в Иерусалим – до прихода и искупления мира Спасителем. По толкованию пророка Даниила,  «семьдесят седмин» - это период в 490 лет,  который начнется приказом о постройке Иерусалимского храма, а закончится его повторным разрушением.  В дальнейшем именно так все и случится, и исполнятся эти пророчества начнут еще при жизни Даниила. Согласно преданию, он сам покажет Персидскому царю Киру пророчества о том, что он освободит иудейский народ, оставленные около двухсот лет назад пророком Исайей. И пораженный этим пророчеством, царь издал указ об освобождении евреев из вавилонского плена, продлившегося ровно 70 лет, и издал эдикт о строительстве Иерусалимского храма в 536 году, с которого и начался отсчет предсказанных пророку Даниилу «семидесяти седмин».

О последнем периоде жизни пророка Даниила не сохранилось практически не каких сведений. Его пророческое служение длилось около 70 лет, приблизительно с 600 по 533 год до Р.Х., вплоть до  его кончины, наступившей в глубокой старости.  А в состав Ветхого Завета вошла  удивительная «Книга пророка Даниила», первая, историческая часть, которой описывает события из жизни пророка Даниила и истории Вавилонского и Персидского царства; а вторая – пророческая часть - содержит описание и разъяснение всех, сделанных пророком Даниилом, толкований и предсказаний и полученных откровений. В связи с тем, что целый ряд откровений пророка Даниила касался конца мировой истории, прихода антихриста,  второго пришествия и страшного суда, «Книга пророка Даниила» по аналогии с Откровением Иоанна Богослова, получила название ветхозаветного Апокалипсиса



Пророк Даниил скончался вероятнее всего в Сузах или Екбатанах. Среди мест захоронения пророка называют Вавилон и Сузы – современный город Шустер. А часть его останков – а именно рука пророка – ныне хранится в Самарканде, перенесенная туда из Мессопотамии возвращавшимся из военного похода в XIV веке Амиром Темуром.  По преданию лошадь, перевозившая останки, остановилась на этом месте и не желала двигаться дальше, от удара ее копыта вдруг забил целебный источник, после чего было принято решение захоронить мощи святого в этом месте. Гробница пророка Даниила на протяжении нескольких веков достраивалась; а в начале XX века над ней был сооружен Мавзолей. Рядом с Мавзолеем пророка Даниила бьет источник  святой воды и растет 500-летнее фисташковое дерево. На протяжении долгого времени оно было совершенно сухим, и в 1996 году совершенно внезапно расцвело после  посещения гробницы пророка Даниила и ее освящения Патриархом Московским Алексием Вторым.

В наши дни имя ветхозаветного пророка Даниила, его почитание, изучение его жития и пророческих текстов оказалось неразрывно связанно с трудами иерея Даниила Сысоева,   почитавшего ветхозаветного пророка как своего небесного покровителя.  Им был составлен, прочитан и выпущен курс лекций, посвященный Книге пророка Даниила и толкованию содержащихся в ней пророчеств.  Его трудами в 2003 году, по благословению Патриарха Алексия Второго, в Москве была создана община имени пророка Даниила на Кантемировской, а незадолго до мученической кончины, в 2009 году – Миссионерское движение имени пророка Даниила. А также, им был разработан архитектурный проект большого собора в честь пророка Даниила, на месте которого в 2006 году был освящен небольшой храм в честь апостола Фомы, который в будущем должен стать одним из храмовых пределов.   Очень хотелось бы, чтобы после произошедшего в 2009 году на этом месте убийства отца Даниила Сысоева, храм в честь его небесного покровителя, который одновременно станет и храмом-памятником самому батюшке, обязательно был построен.


Статья опубликована на сайте Pravda.ru


 

 

 





А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007