katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Аркадий Малер


Праздник Встречи Господа в Иерусалиме


Праздник Входа Господня в Иерусалим, получивший в славянских странах название Вербного воскресения, исполненный пестрого весеннего вдохновения, завершающий Великий пост и предвкушающий скорую Пасху Христову, на первый взгляд, слишком радостный для того, чтобы задумываться о его смысле. Отправляясь в храм в этот день, все верующие как будто бы сами идут встречать Христа и устилать путь перед Ним цветами и ветками вербы, на время забыв о том, что предстоит испытать их Спасителю в последующие дни, зачем он въезжает в Иерусалим.   

Среди двенадцати церковных праздников уже встречались такие, смысл которых был совсем не очевиден – например, Введение Богородицы во храм или Сретение Господне, но при внимательном осмыслении их становилось понятно, что речь идет о значительной вехе в истории Спасения: в первом случае сама Матерь Божия входит в единственный в мире Храм Божий, а во втором случае в этот Храм приносят Самого Бога. Тот, Кому посвящен Храм, оказывается внутри Храма. Весь город Иерусалим строился вокруг Храма, и если Храм был священным центром Иерусалима, то Иерусалим оказывался священным центром всего мира. Теперь же мы видим, как Тот, Кого древний Израиль ждал всю свою историю, предчувствием Кого исполнен весь Ветхий Завет, открыто является в эту священную столицу мира, и немногие из тех, Кто узнал в нем чаемого Мессию, с радостью встречаю его как своего Царя и Бога. Однако этот триумфальный въезд – не только торжественная встреча священного города со своим истинным Царем, это еще и начало Его страстей, начало Страстной седмицы, которая завершится распятием, смертью и воскресением Христа. Сейчас же, когда Он только въезжает в город под радостные восклицания и песни, еще никто не подозревает об этих страшных днях, кроме Него Самого.

Накануне в субботу, в соседнем селении Вифании, Иисус совершил одно из Своих самых знаменитых чудес – воскресил Лазаря, брата уже знакомых ему Марфы и Марии, тело которого четыре дня лежало в гробу. Впоследствии этот Лазарь, спасаясь от желающих убить его как живое доказательство чудодейственных способностей Иисуса, отправится на Кипр в город Китион, где он станет епископом Церкви Христовой. Поэтому день до Вербного воскресения называется Лазаревой субботой. Показательно, что это чудо Иисус совершил за неделю до того, как Сам воскреснет из мертвых. Естественно, столь невероятное событие колоссально умножило Его славу, и уже на следующий день в Иерусалиме многие знали об этом воскрешении (Ин 12:17-18). Зачем Христос отправился в Иерусалим? – для празднования Пасхи, которую в этом году ожидали с особенным волнением.  Дело в том, что на грядущую Пасху многие ожидали прихода Мессии, который должен с огнем и мечом освободить Иерусалим от римской оккупации и справедливо увидели в Чудотворце из Назарета того самого Освободителя, но только ошиблись с тем, как он должен совершить это освобождение.

Въезд Христа в Иерусалим на осленке часто вспоминают как пример его чрезвычайной скромности. Поэт Тимур Кибиров даже посвятил этому событию замечательное стихотворение:

Их-то господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.

А у тех-то господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенен тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.

А у этих господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его веселой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок –
Но наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.

На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!

 

Иисус Христос, конечно, подарил миру примеры невероятного смирения, вершиной которого стало само Его распятие и смерть на Кресте. Но в данном случае, выбрав вместо лошади осленка, Он свидетельствует совсем о другом. Ожидаемый Мессия как великий воин должен был бы въехать в город на коне, а если человек въезжал на осле, то, тем самым, он доказывал свои мирные намерения. Наверняка кого-то из встречающих Его как великого избавителя очень смутил выбор столь медлительного транспорта, но особенно проницательные могли вспомнить, что осленок – далеко не только символ мирных намерений. В Древнем Израиле осел был символом богатства и благополучия, и в мирное время на нем ездили сами цари, начиная с самого Давида, из рода коего должен прийти Мессия, так что въезд в Иерусалим на осле мог свидетельствовать о царском достоинстве Иисуса. И более того, не только о царском. В пророчествах Захарии о приходе Царя-Мессии сказано, что он придет на осле (Зах 9:9): “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествую, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной”.  Именно эти слова вспоминает евангелист Иоанн, когда объясняет, почему Иисус “найдя молодого осла, сел на него, как написано” (Ин 12:14-15). Таким образом, Христос въезжает в священный город на осленке вовсе не из смирения, а в доказательство того, что Он – Царь и Мессия, Который действительно идет освобождает народ Израиля от римского плена, но совсем не только народ Израиля и совсем не только от римского плена.

Признавшие в Иисусе долгожданного Мессию-избавителя встречали его радостными возгласами с известными цитатами из ветхозаветных пророков, а также бросали ему под ноги ветви пальм, иначе называемых ваии, откуда происходит другое название этого праздника – Неделя ваий (напомним, что “Неделя” в церковном календаре это только день воскресения, а не все семь дней). Вряд ли стоит удивляться тому, что это были именно пальмовые ветви – ветви дерева, которое очень распространено в южных странах, но стоит также заметить, что пальма была символом величия и пальмовые ветви бросали на пути торжественных царских процессий. Достаточно сказать, что в Апокалипсисе ангелы стоят перед престолом Божиим и Агнцем в белых одеяниях и с ветвями пальм в руках своих (Откр 7:9). Поэтому этим величественным ритуалом бросания пальмовых ветвей под ноги встречающие Христа свидетельствовали о своем отношении к нему как к Царю. В славянских странах вместо пальмовых ветвей используют вербные, которые благодаря своим набухшим почкам символизируют воскресение и напоминают о скором  цветении.
Все радовались в этот светлый день в Иерусалиме, и те, кто встречал Христа, и те, кто не знал о Нем, поскольку приближалась Пасха. Но только Он Сам уже предвидел свои страдания на грядущей седмице – ставшей самыми строгими днями в церковном календаре. Еще только увидев священный город, Иисус заплакал о нем и сказал: “о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отвсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал бремени посещения твоего” (Лк 19:42-44). Но священный город еще не знал тогда о том, Кого он отвергнет и что ему предстоит испытать в будущем.

Как и праздник Благовещения, так и праздник Входа Господня в Иерусалим наполнены слишком большой радостью для того, чтобы скорбеть в эти дни, в эти праздники на Великий пост разрешается рыба и лейтмотивом радости исполнены все богослужения. На литургии в Вербное воскресение читаются слова апостола Павла: “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь” (Флп 4:4). Но уже слезы Христа об Иерусалиме все-таки должны напоминать нам о том, какие дни предстоят пережить Ему на последующей седмице. Однако и в эти скорбные и строгие дни, как бы мы ни переживали страсти и смыслы Страстной Среды или Страстной Пятницы, мы все равно не сможем забыть о том, чем на самом деле кончится эта неделя и что, в конце концов, радость о Господе победит любую печаль и любые страдания. “Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!” (Лк 19:38).

17 апреля 2011 г.

 


 

 

 





А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007