katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Аркадий Малер


Крест, осенивший Империю


27 сентября по новому стилю Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, кратко называемое Крестовоздвижением. Из всех великих церковных праздников этот праздник уникален тем, что отмечаемое в нем историческое событие не относится ко времени жизни Иисуса Христа или Богоматери, а произошло много позже, в IV веке, когда благодаря политике святого равноапостольного императора Константина Великого Римская империя начала христианизироваться и в новом свете открывать свою прошлую историю.

В 326 году мать императора Константина, святая равноапостольная царица Елена, отправилась в Иерусалим на поиски тех мест и реликвий, которые связаны с жизнью Иисуса Христа. Стоит отметить, что священный библейский город еще в 123 году был практически уничтожен римским императором Адрианом, который переименовал его в Элиа Капитолину по имени своей дочери Элии и римского бога Юпитера Капитолийского. Даже в постановлении Первого Вселенского Собора, прошедшего за год до этого события в 325 году, этот город называется Элией. Император Константин возрождает город и возвращает ему его настоящее название, а его мать была в этом важном деле его главной опорой.
                 
Среди иных открытий, совершенных Еленой в Иерусалиме, самым значительным было обнаружение того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Найти его было практически невозможно, поскольку город был наполнен языческими капищами и вся память о времени жизни Христа была полностью стерта, но после длительных исследований Елена нашла само место Голгофы и начала раскопки. В этом смысле святую Елену можно считать основоположницей церковной археологии. В процессе этих раскопок Елена нашла три креста и озадачилась вопросом о том, на каком из них был распят Христос. Для этого каждый крест приложили к одной больной женщине, и только после соприкосновения с одним из них она вдруг выздоровела. Более того, этот Крест также приложили к только что умершему человеку, и он тут же воскрес, почему этот Крест стал называться Животворящим. Рядом с Крестом Елена обрела четыре гвоздя, которыми прибивали тело Иисуса и знаменитую табличку, на которой Понтий Пилат написал инициалы "INRI", означающие "Иисус Назарянин, Царь Иудейский" (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum) (Ин 19:19-22). Елена догадалась, что неподалеку от места Голгофы должен быть место Гроба Господня и после интенсивных поисков нашла его под капищем богини Афродиты.

Православная Церковь празднует день обретения Честного Креста Господня и гвоздей его 19 марта по новому стилю. 13 сентября 335 года на месте Голгофы и Гроба Господня был освящен огромный храм Воскресения, а на следующий день в нем установили обретенный Крест, и поэтому день 14 сентября (27 сентября по новому стилю) в стал праздником Крестовоздвижения. Однако на этом история этого Креста не закончилась.

В 614 году персидские войска, будучи главными противниками Византийской империи в то время, захватили и сожгли Иерусалим, убили около 90 тысяч человек, а выживших увезли в рабство, а вместе с ними в качестве трофея и Крест Господень. Только в 628 году византийский император Ираклий полностью освобождает Святую Землю от персидской оккупации и переносит Крест Христов в храм Воскресения. Когда Ираклий торжественно вносил Крест в храм, то вдруг его какая-то сила остановила и он не смог двигаться вперед, и тогда святой Патриарх Захария поведал ему, что раз Христос возносил свой Крест на Голгофу в абсолютно простом и уничиженном образе, то сам Господь не может позволить Ираклию водрузить этот Крест в его роскошном императорском одеянии. Ираклий осознал это, снял свою корону и порфиру, оделся в аскетичную одежду и свободно внес Крест в храм. После этого события праздник Крестовоздвижения стал включать в себя и это важнейшее событие.

Для Римской империи IV века, так же как и для Византии VII века, обретение Креста Господня было непереоценимым символическим событием, свидетельствующим о том, что это государство достойно перед Господом хранить Его Крест. Вспомним, что в Риме Крест был самым жестоким и самым унизительным орудием казни и никто не мог себе представить, что когда-нибудь он может стать главным символом мировой религии. Для христианства же Крест является не просто реликвией, а центральным предметом мировой истории, поскольку именно своими мучениями и смертью на Кресте Христос завершил Свой искупительный подвиг, обратив орудие против Господа в орудие самого Господа. В Ветхом Завете у этого образа искупительного подвига Христа на Кресте уже был свой прообраз в виде медного змея, выставленного Моисеем на знамя по указу Господа (Чис 21:9), о чем говорит сама Христос: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3:14-15). Поэтому Православная Церковь удостоила событие обретения Креста Господня статуса великого двунадесятого праздника, наступающего в самом начале церковного года, после Рождества Богородицы.

Праздник Крестовоздвижения заставляет христиан задуматься, во-первых, об искупительной жертве Иисуса Христа и в этом смысле он перекликается с днем Страстной Пятницы, когда произошло само распятие. Не случайно в этот день соблюдается строгий пост, но в то же время, в отличие от Страстной Пятницы, это именно праздник, потому что здесь Крест предстает не как орудие страданий и казни Христа, а как орудие Его Победы над грехом и смертью, как символ жизнеутверждения, а не жизнеотрицания. Во-вторых, поскольку само Крестоводвижение в римском и византийском Иерусалиме было также и событием религиозно-политического значения, то этот праздник дает повод задуматься над символическим значением Креста в нашей повседневной жизни, в архитектурной и геральдической эстетике христианской цивилизации. Само собой понятно, почему именно Крест, а никакой иной символ, должен водружаться на каждом храме, потому что это главный символ христианства, отражающий его исторический смысл. Поэтому и факт крещения любого человека предполагает ношение нательного крестика, запечатлевающего собою Новый Завет, как для древних иудеев Ветхий Завет запечатлевался в обрезании, отменном самими апостолами. К сожалению, в теме ношения нательного креста не редко проявляются неразумные крайности. С одной стороны, если люди, как будто бы стесняющиеся нательного креста и не надевающие его, что фактически означает отречение от Христа, если называть вещи своими именами. С другой стороны, многие люди, особенно слабого пола, любят носить крест как украшение, подобно бусам и амулетам, что также говорит о непонимании его сакрального значения.

Обратим также внимание, что на российском гербе, всем известном двуглавом орле, которого Россия переняла у Византии, подтвердив тем самым свой статус Третьего Рима, также изображены кресты, причем, как вершины всего изображения. Наглядным образом крест на гербе России изображается четыре раза — на трех коронах орла и на державе, которую держит орел. Потенциально кресты также должны присутствовать на малом изображении двуглавого орла, венчающего скипетр, и на копье Георгия Победоносца. Между прочим, большой ошибкой остается тот факт, что святой Георгий изображен без нимба, потому что, в отсутствии христианских символов, он становится просто неким всадником, убивающим некоего змия. Таким образом, Крест для России — это не только религиозный, но и политический символ собственной культурной идентичности. И это естественно, поскольку этот политический символ в основе своей сугубо религиозный. В этом контексте интересно вспомнить законное требование многих православных людей, чтобы на башни московского Кремля вместо большевистских звезд вернули двуглавых орлов, которые красовались там четыре с половиной столетия русской истории. Устанавливая на башнях Кремля гербовых орлов, мы на самом деле устанавливаем еще и кресты, которые находятся над орлами, и это принципиальное замечание.

Статья опубликована на сайте Pravda.ru


 

 

 





А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007