katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова

Константин и Елена: забвение и память
о святых императорах

Более чем полтора тысячелетия назад, римским императором Константином и его матерью царицей Еленой, под символом явившегося императору Креста с формулой «Сим победиши», была начата новая христианская история и Римской Империи, и европейской цивилизации в целом.  Изданный императором Константином в 313 году Медиоланский эдикт, прекративший языческие гонения на христианскую Церковь, созванный  им в 325 году Первый Вселенский Собор, начавший историю соборного определения христианской догматики, и, наконец, совершенное царицей Еленой в 326 году обретение и распространение евангельских святынь задали новую, с тех пор от нее неотъемлемую, христианскую координату европейской цивилизации. Но, несмотря на то, что трудно найти исторических деятелей, имеющих столь же колоссальное значение в истории становления христианской цивилизации, в современной Европе можно наблюдать удивительную диспропорцию в отношении  сохранности, а точнее не сохранности связанного с именами Константина и Елены исторического наследия.

Разглядеть в пространстве нынешней Турции некогда центральную часть легендарной Византийской империи более чем затруднительно. На карте Турции давно уж нет названных именами святых императоров городов Константинополя и Еленополя; а с карты современного Стамбула  давно исчезли величественная городская стена Константина, возвышающаяся над городом порфировая колонна Константина со статуей императора, названия центральных городских районов «Константиниана» и «Елениана». После произошедшего в середине XV века захвата Константинополя турками-мусульманами, память обо всем византийском наследии стремительно искоренялась, изменив это пространство буквально до неузнаваемости. Но вместе с тем, их имена - особенно имя императора Константина - оказались практически забытыми и в пространстве Западной Европы. Память о них  сохранилась в названиях буквально нескольких исторических построек – тех же арки Константина  и Еленинской базилики в Риме, да и  Тронного зала и базилики Константина в Трире... И связано это с определенным, вполне сознательным  вытеснением католическим Западом памяти о Восточной Римской Империи и ее деятелях. И усиленной концентрацией внимания на истории западных королевств, Католической церкви, Крестовых походов и, разумеется, фигуре императора Священной Римской Империи Карла IV, почитание которого как «западного Константина» и «крестителя Запада» полностью затмило для них значение и почитание реального основателя христианской Европы Константина Великого. Печально, что эта ситуация сохраняется вплоть до наших дней; и конечно, память об императорах Константине и Елене, как и о тысячелетней Византийской Империи, и в памятниках и в топонимике должна восстанавливаться и сохраняться как на исторических территориях западной и восточной Римской Империи,  так и на всем пространстве современной христианской цивилизации.

Естественно, на протяжении веков по всей Западной и Восточной Европе, в том числе и в России, строились храмы в честь святых равноапостольных Константина и Елены, что говорит о степени их повсеместного почитания.  То особое значение, которое имели эти императоры, основатели Нового Рима, для московских государей Третьего Рима, наглядно демонстрировали места построенных в их честь храмов в первопрестольной Москве. Так, самая известная московская церковь святых Константина и Елены была возведена, ни много ни мало, на территории Московского Кремля. Она была построена не позднее XV века в кремлевском Тайницком саду,   уцелела во время Отечественной войны 1812 года, но была уничтожена в 1928 года по решению ВЦИК под предлогом «расширения площади кремлевского сада», став первым снесенным большевиками кремлевским храмом.  Именно по имени этой церкви была названа  расположенная вблизи нее Константино-Еленинская кремлевская башня, сохранившая это название, а в нем и память об утраченной церкви, до наших дней.  
Известный московский престол в честь святых  Константина и Елены был освящен в московской великокняжеской усадьбе Коломенское. В XVI веке Великим князем Московским Василием III и княгиней Еленой Глинской в находящемся на его территории селе Дьяково был возведен Предтеченский храм, задуманный как моленный храм о рождении наследника, которого князь ожидал более двадцати лет. Его главный престол был посвящен Иоанну Крестителю - в честь Ивана Калиты и будущего наследника, а другой престол  -  святым Константину и Елене, в честь великой княгини Елены Глинской. Предтеченская церковь с престолом Константина и Елены сохранилась до наших дней, правда на протяжении нескольких последних десятилетий она находится в состоянии перманентной реставрации.
Наконец, нужно упомянуть о церкви Константина и Елены, построенной в XVII веке в ансамбле Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Это уникальная подземная церковь была построена по аналогии с Иерусалимским храмом Гроба Господня; она углублена в землю на шесть метров – к символическому месту обретения царицей Еленой Креста Господня, о чем свидетельствует надпись над одним из ее входов: «Сошествие в земляную церковь, ид еже обретен бысть Животворящий Крест Господень».
Что же касается храмов святых Константина и Елены в современной Москве -  к сожалению, ни одного исторического храма в честь этих святых не сохранилось, ни один из разрушенных -  прежде всего, знаменитый кремлевский храм – так и не был реконструирован, да и новых храмов, за исключением  единственного строящегося в далеком Митино, так и не появилось. Получается, что за печальным отсутствием соответствующих храмов, памятников и топонимов, единственным объектом, сохранившим память о святых императорах в современной Москве, является та самая кремлевская Константино-Еленинская башня, соседствующая с его главной Спасской башней, что для страны, исторически наследующей миссию Византии, и города, исторически ставшего Третьим Римом, более чем странно. И это забвение является реальным показателем до сих пор наблюдаемой смысловой дезориентации современной России, допускающей такое серьезное пренебрежение к собственной истории. 

Вместе с тем, целый ряд именно русских храмов в честь святых Коснтантина и Елены появились сразу в нескольких зарубежных городах Европы
Удивительная Константино-Еленинская русская церковь находится в берлинском предместье Тегель, на территории существующего уже более века русского кладбища в Берлине. По своему значению это место сравнимо разве что с существующим под Парижем русским кладбищем Сен-Женев-де-Буа, поскольку на нем похоронены русские эмигранты – князья, графы, бароны, министры и политические деятели, белые генералы армии Врангеля; родственники многих культурных деятелей - отец Сергея Эйзенштейна, сестра Марины Цветаевой, отец Владимира Набокова, племянник Римского-Корсакова. А также, здесь похоронены русские дети из находившегося неподалеку концлагеря и русские солдаты,  бравшие, а точнее, освобождавшие в 1945 году Берлин.  Поэтому, у этой русской Константино-Еленинской церкви был установлен символический крест с лаконичной надписью: «Верным сынам великой России», а на прилегающем к ней кладбище были высажены специально привезенные из России саженцы лип, дубов и кленов, превратившие это местечко в небольшую частичку России в Берлине. 
Несколько лет назад, в 2007 году, русская церковь в честь святых Константина и Елены появилась в Риме, на цокольном этаже храма великомученицы Екатерины. Идея строительства русского православного храма в Вечном Городе возникла еще в конце ХIХ века у настоятеля русской посольской церкви архимандрита Климента. В 1913 году император Николай II объявил всенародный сбор пожертвований для его строительства, но в связи с дальнейшими революционными событиями этим планам не суждено было сбыться. В современной России эта идея возникла вновь, в 2001 году на месте будущего храма у российского посольства в Риме был освящен закладной камень, а через несколько лет, в 2006 году, храм святой Екатерины и цокольный Константино-Еленинский храм  были освящены митрополитом Кириллом.  
И наконец, совсем недавно, в 2009 году, русская церковь святых Константина и Елены появился на территории российского консульства в предместье Стамбула. Это было возрождение построенного в 1832 году Николаем I храма  на территории посольства Российской Империи, закрытого после революции и долгое время используемого под различные хозяйственные нужды.  В 2009 году Московский Патриарх Кирилл вместе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем  совершил освящение Константино-Еленинского храма и  отслужил в нем  Божественную литургию. Так, благодаря подобным русским храмам, на территории будь то Турции или Западной Европы возрождается память о святых равноапостольных императорах Константине и Елене, а вместе с ними - и  об основанной ими православной Византийской империи. очень бы хотелось, чтобы возрождение памяти о великих равноапостольных императорах Константине и Елене, сопровождающееся появлением соответствующих храмов, памятников, топонимов, когда-нибудь началось и в Москве.


Церковь Константина и Елены в Московском Кремле


Предел в честь Константина и Елены в храме
Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском


Церковь Константина и Елены в комплексе
Воскресенского Новоиерусалимского монастыря


Статья опубликована на сайте "Религия и СМИ"








А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007