katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова

Константин и Елена: в поисках
мощей святых императоров

Император Константин и царица Елена были канонизированы христианской Церковью как равноапостольные святые, а выражения «новый Константин» и «новая Елена» стали нарицательными, применяемыми по отношению к выдающимся историческим деятелям, посвятившим свою жизнь утверждению и распространению христианства. Именно так  в Византийской империи величали императора Юстиниана и царицу Феодору, а на Руси - великого князя Владимира, крестителя Руси, и великую княгиню Ольгу, при крещении получившую имя царицы Елены. Едва ли можно найти исторических деятелей, сыгравших столь же огромную роль для становления христианской цивилизации, в связи с чем они и почитаются всем христианским миром.  Но сохранились ли хоть какие-то останки святых равноапостольных Константина и Елены  до наших дней и  где они находятся в современной Европе?



В 337 году император Константин в последний раз отпраздновал Пасху в Константинополе, принял святое крещение в Никомидии и скончался на 65-м году жизни и на 32-м году своего царствования в день Пятидесятницы – день основания христианской Церкви.  Тело равноапостольного Константина из Никомидии было торжественно перенесено в Константинополь и положено в его величественной Апостольской церкви. Этот храм святых Двенадцати Апостолов был построен по проекту самого императора в самом центре города в качестве одного из главных храмов столицы. По замыслу Константина, он был предназначен для хранения святых мощей апостолов Христовых,  а также для императорской усыпальницы. Его  подробное описание было сделано Евсевием Кесарийским в хронике «Жизнь блаженного василевса Константина», в которой он пишет: «Именно в этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (Книга 4, глава 60). В Апостольской Церкви мощи святого императора Константина, как и останки других византийских императоров, покоились  более 1000 лет, пока в  1453 году не произошло завоевание Константинополя турками, после которого по приказу  султана Мехмеда II храм святых Двенадцати Апостолов был уничтожен вместе со всеми хранящимися в нем святынями и реликвиями. На его месте в центре города была построена огромная мечеть Фатих Джами – мечеть Завоевателя, в которой впоследствии был возведен мавзолей самого Мехмеда II. И с тех пор, никаких сведений о местоположении останков императора Константина Великого нет, что является огромной потерей для всего христианского мира.

Мощи святой императрицы Елены могла и должна была постигнуть та же самая участь, что и останки всех находившихся в усыпальнице Апостольской церкви византийских императоров, но этого, благодаря определенным обстоятельствам, не произошло. Царица Елена скончалась по одним сведениям в 327, по другим - в 330 году в своем императорском дворце либо в Никомидии, либо в Трире. Поскольку Константинополь к этому времени еще не был основан,  останки царицы Елены были перенесены в Рим и похоронены в построенной Константином императорской усыпальнице на Лабиканской дороге при базилике Святых Маркеллина и Петра (Santi Marcellino e Pietro).  А через несколько лет, останки царицы Елены, или их часть, были перенесено в новую столицу Константинополь и положено в императорской усыпальнице храма Двенадцати Апостолов. Далее же последовала продолжительная история распространения частей мощей святой царицы Елены по самым разным странам и Западной, и Восточной Европы. Так, согласно сохранившимся в католическом предании сведениям, в XII веке по приказу папы римского Иннокентия II, часть мощей царицы Елены была перенесена в римскую базилику Пресвятой Богородицы «на жертвеннике» (Santa Maria in Aracoeli). Эта церковь была возведена в VI веке на вершине Капитолийского холма, где по легенде тибурская сивилла Альбунея предсказала императору Августу приход Мессии. Мощи царицы были положены в порфировой гробнице в приделе Святой Елены, слева от главного алтаря церкви, где они выставляются для поклонения и в наше время.

Другая часть мощей святой Елены была похищена в IX веке монахом Теджисом, получившим от них чудесное исцеление, и была помещена им во французском монастыре Святого Петра в Овилье у Реймса. Там святые останки хранились вплоть до начала XIX века, и за это время прославились на всю Европу происходящими от них многочисленными чудесами, превратив Овилье в один из известных паломнических центров. Во время Французской революции и начавшихся гонений на Церковь, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее направлен отряд, получивший приказ разрушить монастырь и конфисковать монастырское имущество, перенес святыню в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в XIX веке мощи царицы Елены были переданы рыцарям Святого Гроба Господня, которые положили их в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles). Это -  старинный французский храм XII века, посвященный святым мученикам епископу Лё и отшельнику Жилю, в котором рыцари Святого Гроба проводили ежегодные собрания. Мощи царицы Елены были положены в раку под алтарем вместе со всеми документами, сопровождавшими их в течение семи веков, подтверждающими их перенесение еще в IX веке из Рима. Там они  хранятся и в настоящее время, причем их нахождение в этой парижской церкви было обнаружено совсем недавно - в самом конце XX века.  На протяжении долгого времени рака со святыми мощами находилась высоко над главным престолом  храма; но после того, как она была обнаружена и к ней потянулись паломники,  под ним была устроена специальная крипта для хранения мощей святой царицы.  28 сентября 1997 года - на следующий день после праздника Крестовоздвижения – в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль перед мощами святой Елены был совершен первый за последние девять веков православный молебен.

Еще  одна часть мощей святой царицы Елены – её святая глава – на протяжении веков хранится в старом немецком городе Трире. Некогда он был одним из главных городов страны: при императоре Диоклетиане он стал одной из четырех столиц Империи, а при Константине - на целое десятилетие столицей объединенной Римской империи. В Трире Константином и Еленой был построен Кафедральный собор Святого Петра  - старейший собор на территории Германии, основанием для которого послужил дом святой Елены, пожертвованный ею христианской общине города. Именно в Трир в 326 году царица Елена привезла часть обретенных ею в Иерусалиме христианских реликвий, что превратило город в один из центров общеевропейского паломничества. По сведениям служителей Трирского собора Святого Петра, в 1356 году ему была передана глава святой императрицы Елены императором Священной Римской империи Карлом IV, и тех пор эта святыня хранится в реликварии Трирского собора вплоть до наших дней. Наконец,  небольшие частицы мощей святой царицы Елены находятся в самых разных храмах и монастырях Греции - на Афоне, Кипре, Крите, Лесбосе, Хиосе...

Так, если о нахождении мощей или каких-нибудь частей останков святого императора Константина до сих пор ничего не известно, то святые мощи императрицы Елены, напротив, сохранились и оказались разбросанными по разным странам Европы. Причем по городам, действительно  имеющим отношение к ее жизни, которые могут быть объединены единым паломническим маршрутом, проходящим через Италию, Германию, Францию  и Грецию – паломнический путь «по городам святой Елены».


Церковь Santa Maria in Aracoeli. Рим.


Церковь Saint-Leu-Saint-Gilles. Париж.

Мощи св.царицы Елены.


Собор Святого Петра. Трир.

Мощи св.царицы Елены.

 


Статья опубликована на сайте "Радонеж"








А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007