katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Александр Рудаков


Наследие императора

Недавно в Трире (Германия) завершила работу беспрецедентная по своему масштабу выставка, посвященная императору Константину Великому. Место проведения акции было выбрано не случайно: Трир (Треверы) был крупнейшим центром Римской Империи, здесь находилась резиденция отца Константина, императора Констанция Хлора. Отсюда Константин руководил своей первой крупной военной кампанией, и, наконец, здесь в 307 году, 1700 лет тому назад, он отпраздновал свадьбу с Фаустой, дочерью императора Максимина Геркуллия.

По словам куратора выставки профессора Александра Демандта, последнее событие послужило формальным поводом для ее организации. Посетителям земельного музея Рейнланд-Пфальца, городского музея Трира и музея кафедрального собора Трира были продемонстрированы редчайшие экспонаты, предоставленные двадцатью европейскими странами. Значительную часть экспозиции составляли памятники из коллекции Ватиканского музея, Лувра, Британского музея. По сути дела, в Трире были собраны все артефакты европейской культуры, так или иначе посвященные Константину, – от римского оружия до картин Рафаэля и Рубенса, от фрагментов древних памятников до современных фильмов.

Однако главной сенсацией выставки стал огромный наплыв посетителей, с которым едва справлялись музейные работники. За время работы экспозиции (с июня по ноябрь нынешнего года) ее осмотрели 799 тысяч человек, съехавшихся сюда со все концов Германии и других европейских стран. Каждый день к кассам музеев выстраивались километровые очереди, в которых посетители простаивали часами, лишь бы увидеть экспозицию. В итоге общее число желающих приобщиться к наследию первого императора-христианина превысило первоначальные прогнозы в несколько раз.

Ажиотаж вокруг выставки совпал с общим подъемом религиозного самосознания в Германии – одной из немногих стран ЕС, где до сих пор существует массовая христианско-демократичекая партия. Этот процесс, очевидно, усилил политическое значение выставки как акции, призванной акцентировать тезис о христианских корнях Европы. Отметим, что сам проект был реализован под эгидой ЕС, провозгласившим в нынешнем году «культурным центром Европы» не один отдельно взятый город, как это было прежде, а целый регион, включающий в себя Люксембург, немецкие земли Рейнланд-Пфальц и Саар, бельгийскую Валлонию и франзцускую Лотарингию. Двенадцать веков назад именно эти территории составляли центр империи Карла Великого, впервые объединившего Западную Европу после «темных веков», последовавших за крушением римских политических институтов. На научной конференции, приуроченной к проведению выставки, неоднократно подчеркивалась мысль, что «Европа Каролингов» генетически связана с «Европой Константина», в которой возникла и развивалась новая, римско-христианская государственность. Важность этих выводов европейских историков трудно переоценить. По сути дела, речь идет о переоценке прежних историософских схем, согласно которым держава Карла Великого возникла «на руинах» языческого Рима.

В известном смысле выставка, посвященная Константину Великому, стала ответом христианской общественности на вызов со стороны секулярных политиков-еврократов, в свое время добившихся исключения из текста конституции ЕС упоминания о христианских корнях Европы. Обращает также на себя внимание тот факт, что организаторы выставки поместили в гостевой книге на сайте проекта www.konstantin-ausstellung.de отзыв посетителя-серба, многозначительно подчеркнувшего: «Я из Ниша – города, где родился Константин Великий; это неподалеку от Косово».

«Чтобы выжить в современном мире, Европа должна остаться христианским континентом», – заявил недавно глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на заседании III-ей Европейской межхристианской ассамблеи в Сибиу (Румыния). Похоже, понимание этого тезиса все чаще приходит сегодня ко многим европейцам. В этой ситуации обращение к образу Константина Великого может иметь важнейшее значение для всех, кто стремится отстаивать христианскую идентичность Европы. В двадцать первом веке он становится ее новым символом, одинаково важным и одинаково убедительным для христиан Востока и Запада.



Статья опубликована на портале "РП-Монитор"






А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007