katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Аркадий Малер

Круг замкнулся


В ночь с 24 на 25 августа некие вандалы срубили поклонный крест рядом с храмом святого благоверного князя Александра Невского в Архангельске и три поклонных креста в поселке Смеловский Верхнеуральского района Челябинской области. Среди отзывов на эти события наибольший резонанс в блогосфере вызвал комментарий ведущего радиостанции “Эхо Москвы” Владимира Варфоломеева:

Если это именно религиозные символы, то почему и на каком правовом основании их массово устанавливают вне территорий культовых и мемориальных объектов, таких как храмы или кладбища? Пока не очень понимаю причин поднятого шума, если речь идёт о самодельных конструкциях, не обладающих статусом исторических или культурных памятников, а потому вряд ли подлежащих государственной защите. Без ответа на вопрос о законности действий групп граждан, произвольно воздвигающих кресты вдоль дорог и на городских окраинах, вряд ли можно корректно оценивать поступки тех, кто эти кресты уничтожает.

Данное рассуждение, очевидно возмутительное для каждого христианина, на самом деле вовсе не является какой-то случайной глупостью или непродуманной тирадой, сказанной в бессознательном состоянии. В действительности, это абсолютно последовательное выражение определенного мировоззрения, в рамках которого оно совершенно логично и безальтернативно, а именно, того самого секулярно-либерального мировоззрения, на котором основан современный Евросоюз и которое со времен падения коммунистических режимов составляет основную оппозицию христианству во всей европейской цивилизации. Это именно то мировоззрение, которое несло с собой т.н. “Просвещение”, Великая Французская революция, империя Наполеона, либеральные и леволиберальные движения последних двухсот лет, и которое во многих западных государствах принято по умолчанию как универсальная норма адекватности и политкорректности, по отношению к которой любая альтернативная точка зрения объявляется “мракобесной” и даже “экстремистской”.

Сторонники этого мировоззрения нам прямо говорят: ваш Бог – это ваша личная иллюзия, ваш Христос – это ваши личные фантазии, ваша Церковь – это ваша частная песочница, и все ваши кресты – это ваши корпоративные символы, и вся ваша христианская европейская цивилизация и тысячелетняя православная Россия – это просто ваши личные переживания, а поэтому не надо делать вид, что эти переживания волнуют кого-то кроме вас. Где в нашем гражданском и уголовном праве записано, что нельзя спиливать поклонные кресты? Где в нашем гражданском и уголовном праве записано, что эти кресты вообще имеют какое-то значение? Где, наконец, в нашей Конституции написано, что ваш Бог, вообще, существует? В “Декларации прав человека и гражданина” хотя бы говорится о каком-то “Верховном существе” (de l’Être Suprême), а в нашей Конституции даже этого нет. Так что “нет причин для поднятого шума”…

Конечно, в ответ на это рассуждение можно начать ссылаться на чувства православных верующих, которыми себя называют большинство граждан нашей страны; на значение христианства в формировании русской культуры и цивилизационной идентичности России; на христианские корни самого европейского гуманизма; вспомнить Гоголя, Достоевского, Тарковского, фильм “Покаяние” или хотя бы Иосифа Бродского с его фразой – “обычно тот, кто плюет на Бога, плюет сначала на человека”. Можно, вообще, начать читать лекцию об истории всей европейской культуры с красочными иллюстрациями и обширными ссылками, но для того, чтобы эти ответы имели были хоть сколько-нибудь убедительными, для этого все эти буквосочетания, – и “Достоевский”, и “Тарковский”, и “европейская культура”, – должны иметь для оппонента хоть какое-то значение. Секулярно-либеральная идеология обнуляет все эти понятия, делает их нашими “частными переживаниями”, которым никто не обязан сочувствовать и, вообще, иметь их в виду. Поэтому нет уже никакого смысла закрывать глаза на истинную, мировоззренческую, идеологическую природу этого бесчувствия и безмыслия, и сводить всё лишь к личной невоспитанности и необразованности того, кто позволяет себе такие рассуждения. Наивно было бы думать, что есть какие-то книги, поэмы, симфонии, фильмы, музеи, храмы, которые такой человек ещё не открыл для себя и поэтому чего-то не знает и не чувствует. Перед нами обнажилась сущность того мировоззрения, которое сегодня выступает основным критиком Церкви по любому поводу, идет ли речь о том, что позволительно делать христианам за церковной оградой или что они должны терпеть на своей территории. И в этом смысле рассуждение Владимира Варфоломеева – это манифест нашего времени, это приговор всем нашим попыткам навести мосты и наладить диалог с “прогрессивной общественностью”.

Однако констатации этого прискорбного факта оставляет серьезные вопросы.

Первый вопрос касается искренности такого рассуждения. Ведь сколь бы последовательно ни было подобное рассуждение с точки зрения секулярно-либеральной идеологии, невозможно представить себе человека, который бы руководствовался таким подходом во всех случаях жизни. Иными, словами не существует таких людей, которые бы во всем ориентировались только на принятое законодательство хотя бы потому, что ни одно законодательство не может исчерпать все возможные жизненные ситуации и никогда не преследует такой утопической цели. Даже в наиболее регламентированных обществах есть очень много негласных правил и представлений, которые не требуют своей кодификации в официальной правовой системе, поскольку они вместе с самой правовой системой основаны на общей морали, универсальной и очевидной для всех. Сейчас в нашем обществе такой морали, конечно, нет и, более того, секулярная идеология чем дальше, тем больше проводит политику эмансипации права как системы рациональных правил от морали как её “иррационального” фундамента. Так изначальное стремление к максимальной гуманизации культуры заканчивается её полной дегуманизацией, потому что на место живой человеческой личности из души и плоти встает безличный атомарный индивид, “абстрактный субъект” права, чей внутренний мир никого не интересует, потому что его нет. Но как бы далеко ни заходила эта дегуманизация, все люди все равно остаются людьми и ни один человек не сверяет своё личное нравственное отношение к какому-либо явлению общественной жизни в соответствии с тем, что по этому поводу сказано в Конституции, гражданском или уголовном кодексе, потому что все эти важные документы имеют совсем другое назначение, – они призваны регулировать правовые отношения в государстве, а не моральные отношения в обществе. Следовательно, для того, чтобы “корректно оценивать поступки” каких-либо граждан, совершенно не достаточно выяснять лишь “законность их действий” и такие явления человеческой жизни и нет такого циника, который бы не имел собственныхпредставлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому я вполне могу квалифицировать приведенное высказывание ведущего “Эхо Москвы” как безупречно логичное в рамках определенной идеологии, но я никогда не поверю в то, что он во всех случаях жизни опирается на эту идеологию. Конкретно говоря, я никогда не поверю в то, что нет таких символов и образов, публичное уничтожение которых не вызвало у этого ведущего очень жесткую моральную оценку, даже если бы их уничтожение было бы не только разрешено, а прямо предписано в существующем законодательстве.

Отсюда возникает второй вопрос – почему такое рассуждение сегодня уже не вызывает такого удивления, как раньше? Действительно, ещё 10, а тем более, 20 лет назад подобные высказывания со стороны либерального журналиста были бы почти невозможны. Возрождение Русской Православной Церкви воспринималось “прогрессивной общественностью” как неизбежная составляющая Новой России, сбросившей большевистские оковы и, начиная с фильма “Покаяние” и до восстановления Храма Христа Спасителя, любые проявления миссионерского творчества Церкви принимались как нечто само собой разумеющееся в стране, исторически созданной православием. Любой ответ на этот вопрос в чисто политологическом русле, конечно, весьма возможен и будет по-своему убедителен, но речь все-таки идет о более важных и глубоких процессах, чем политические. Политика – это когда сносят памятники светским правителям, а когда сносят поклонные кресты, то это уже нечто больше, чем политика. Ни одна политическая сила в современной России, хоть сколько-нибудь популярная и желающая реально прийти к власти, не нуждается в том, чтобы сносить православные кресты и никогда додумается до этого абсурдного кощунства и вандализма. Сегодня же этот беспредел происходит впервые со времен большевистских гонений и, более того, даже находит определенное оправдание со стороны некоторых ораторов, выступающих за “свободу” и “законность”.

В этой связи мне вспоминается проповедь одного московского настоятеля к своим прихожанам, озабоченным различными признаками скоро апокалипсиса, которые им повсюду мерещились. Дабы отрезвить и успокоить их, настоятель сказал им, что настоящий Конец Света наступит тогда, когда люди по улицам будут ходить голыми на четвереньках и гавкать. Поскольку ничего подобного в эсхатологической экзегезе я не припомнил, то очень удивился такому, слишком прямому и грубому признаку, а ещё более тому, какие нормальные люди смогут дойти до какого состояния, а из тех кто не дойдет, кто же смириться с такой деградацией других людей и позволит им в таком виде гулять по улицам? Но если вспомнить эсхатологические сюжеты в самой Библии, то они не представляют нам хоть сколько-нибудь более приличные картины человеческого падения. Как можно себе, например, представить целые города из ветхозаветной истории, где все как один предаются содомскому греху и таких нет нормальных людей, не говоря уже о праведниках, которые мог бы их устыдить? Однако такие города были и участь их известна. Или как можно представить себе людей, которые как один согласятся начертать себе на челе и руке какое-то число зверя и поклониться этому химерическому зверю, ведь это отвратительно и с эстетической, и с этической стороны, да и, в конце концов, разве такие не будут знать об этом общеизвестном пророчестве из Библии, чтобы не участвовать в подобном мероприятии?

Да, всё это более, чем удивительно, но невозможность таких сюжетов в жизни становится сомнительной, если обратиться к недавней человеческой истории и увидеть, насколько легко человек поддается самому беспредельному апокалипсическому злу, если его к принятию этого зла достаточно хорошо подготовить и подвести под него какое-то оправдание. Лидеры Великой Французской революции собирались освободить Францию от средневековых традиций и кончили тем, что заставили всю страну поклоняться “богине разума” в виде размалеванных актрис на алтарях католических храмов, которым даже приносились жертвы. Воины революционной Франции шли освобождать от средневековья всю Европу, а кончили тем, что устроили в кремлевских соборах конюшни и скотобойни, а на обратном пути ели друг друга от голода и холода. Этот опыт был с успехом перенесен в православную Россию, где за одно поколение была уничтожена практически вся Церковь – людьми, многие из которых ещё вчера крестились на те храмы, которые завтра взрывали. Так что подготовить человека к принятию такого зла вполне реально, нужно лишь начать и не останавливаться.

Что, например, плохого в том, чтобы человек вдруг начал ходить голым? – в каком правовом документе Российской Федерации написано, что голым на улице появляться нельзя? И кто смеет свободным гражданам в свободной стране навязывать какие-то “дресс-коды” приличной одежды? Захотят люди и будут ходить голыми, лишь бы холодно не было. Нужно только лишь начать, например, выйти на улицу в майке и трусах, и пусть хоть кто-нибудь докажет, что это незаконно, а потом и без майки, а потом и без трусов. Время пройдет, и все привыкнут. Что плохого в том, чтобы начать гавкать как собака? – где в Конституции написано, что гавкать нельзя, а нужно только говорить человеческим языком? Кто смеет навязывать свободным гражданам в свободной стране какие-то правила речи, ведь это же “средневековье”, “архаика”, “мракобесие”. И так – во всем. Один “концептуальный художник”, кстати, уже лаял на людей в московском метро, будучи при этом голым и на четвереньках, о чем редкий арт-критик вспоминает без улыбки, так что “легитимация дискурса” уже свершилась и попробуй теперь докажи, что это признак апокалипсиса, а не высокодуховное юродство “в русской традиции”. Так же и с свершившемся крестоповалом, как эту “акцию” уже назвали её вдохновители. Если сначала нам подробно объясняли, что нет ничего плохого в том, что четыре женщины в масках пляшут перед алтарем в главном храме страны и выкрикивают богохульные слова, и что, по меньшей мере, это совершенно законно и не подлежит никакому наказанию, – то сегодня нам уже начинают объяснять, что нет ничего плохого в сбрасывании поклонных крестов, а наши переживания по этому никого не интересуют. Таким образом, уничтожение поклонных крестов – это новый этап одного и то же процесса, к коему мы также должны привыкнуть, как привыкли бы к “концептуальным акциям” в православных храмах. Неизвестно, что нам готовят дальше и когда уже дело дойдет до лающих эксбиционистов на четвереньках и коллективному поклонению неведомому зверюшке, но сейчас нас приучают к такой картинке – кресты рубят, щепки летят, а вы не обращайте внимания.

И вот на этом дне человеческой цивилизации, где уже никакие аргументы и дискуссии не имеют никакой силы, с наибольшей очевидностью становится понятно, насколько человек реально нуждается в Боге. Процесс поэтапной эмансипации права от морали был возможен только потому, что сама мораль перестала быть достаточно твердой, чтобы строить на ней какое-либо право. Вся иерархия моральных ценностей была устойчива только потому, что восходила к самому Господу Богу – абсолютному источнику и законодателю всех остальных ценностей. Как только из любой системы ценностей изымается её абсолютная основа, которой может быть только Бог, то все эти ценности становятся относительными и вся система распадается. Сам человек, вопреки софисту Протагору, не может быть для себя источником собственных ценностей просто потому, что он для этого слишком ограничен и изменчив, и какую бы систему морали и права человек себе ни придумал, всегда найдется другой человек, задающий резонный вопрос – а на каком основании зиждется эта система, если никакого абсолютного основания нет и не может быть? В этом смысле сбрасывание поклонных крестов и последующее оправдание этого бесчинства с точки зрения закона – взаимообусловленные “акции”: если в законе нет запрета за сбрасывание крестов, то, по секулярно-либеральной         логике, и Бога нет, а если Бога нет, то нет и запрета на сбрасывание крестов. Круг замкнулся и разомкнуть его может только существование Бога, – нашего Бога, распятого за нас на Кресте и оставившего нам Крест как единственный ориентир нашего спасения.

Статья опубликована на сайте Foma.ru









А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007