katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Аркадий Малер

Как межцерковный
аферист подставил Фанар

(см. републикацию статьи на греческом сайте Romfea.gr)


18 февраля 2012 года Константинопольский Патриарх Варфоломей принял в своей стамбульской резиденции в районе Фанар делегацию украинских униатов, то есть католиков, сохранивших византийский обряд и объединившихся в Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ). На первый взгляд, ничего сенсационного в этой встрече не было – за сорок минут дипломатической беседы предстоятель любой поместной Православной Церкви встречается каждый день с какими угодно делегациями, и украинские униаты у него не первые и не последние. Однако эта встреча не привлекла бы особое внимание, если бы на официальном сайте Константинопольского Патриархата не были бы перечислены её участники:  “Его Божественное Всесвятейшество Патриарх принял на аудиенции: … Преосв. Римокатолического Архиепископа г.Юрия Юрчука (Yurii Yurchuk) из Украины, с сопровождающими, а также досточтимых г.г.Сергея Кравченко, консула Украины в настоящем месте и Александра Кучму, ее проконсула.

Интрига этой встречи заключается в том, что Юрий Юрчик – это своеобразный Остап Бендер религиозной жизни на Украине, своего рода, “межцерковный аферист” по аналогии с тем, как бывают финансовые или брачные аферисты. К сожалению, история христианства знает подобные примеры, но случай Юрия Юрчика беспрецедентен.

Юрий Юрьевич Юрчик родился в 1970 году в Каменец-Подольске. С детства оказался в Донецке, где закончил школу, уже в 1988 году стал пономарем, а потом и иподиаконом Свято-Михайловского кафедрального собора. 26 января 1991 года епископ Донецкий и Луганский Иоанникий (Кобзев) рукоположил его в диакона в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе города Луганска, а уже на следующий день – в священника. Ни что не предвещало крутых поворотов в столь успешно начатой церковной карьере, но уже в это время священник Юрчик покидает каноническую Церковь и переходит в т.н. “Киевский патриархат” – не признанный ни одной Поместной Православной Церковью мира раскол.

В сентябре 1993 года, уже лишенный сана бывший митрополит Филарет (Денисенко), один из главных лидеров украинского раскола, за неимением иных кадров, назначает Юрчика настоятелем Спасо-Преображенского храма города Донецка и даже благочинным 1-го Донецкого округа. Стоит заметить, что раскольническую “Киевскую семинарию” Юрчик закончил только через год, зато он ещё успел побывать секретарем всего “Донецко-Луганского епархиального управления” и уже через два года, а 1996 году пострижен в монашество с именем Юрий, в память великомученика Юрия Переможця (так по-украински называют Георгия Победоносца), и возведен в архимандрита. Наконец, в 1998 году, указом “Священного синода” украинского раскола “архимандрит” Юрий Юрчик назначается епископом Донецким и Луганским, а хиротония над ним во епископа совершается 14 мая 1999 года самим “киевским патриархом” Филаретом Денисенко, который к этому моменту был не только извержен из сана, но и отлучен от Церкви. 

Быть раскольническим “епископом Донецким и Луганским” – это, конечно, не жизнь, а сплошное наказание, поскольку на Востоке Украины, известном своей приверженностью каноническому православию,  “Киевский патриархат” жалуют не больше, чем в самой России, а никаких иных вариантов Филарет Денисенко ему не предлагал. Возвращаться в Московский Патриархат, по всей видимости, казалось унизительным, да и епископского сана там уж точно так скоро бы никто не дал. И тогда 32-летний “епископ” из одного раскола решил перейти в другой, ещё более экзотический…

В конце октября 2002 года сайт некой “Конгрегации Непорочной Царицы Девы Марии” (Congregatio Mariae Reginae Immaculatae, иначе CMRI) сообщил о том, что 24 числа этого месяца епископ “Украинской православной церкви” Юрий Юрчик вступил в эту организацию в качестве “епископа”, то есть в сущем сане, а принимал его “епископ” этой конгрегации Марк Пиварунас. К подробному сообщению прилагался не менее подробный фоторяд, так что любой человек мог убедиться в реальности этого трагикомичного события. В чем же была его трагикомичность?

Дело в том, что CMRI это очередной католический раскол “справа”, обвиняющий Римско-католическую церковь в отступлении от латинского традиционализма на Втором Ватиканском Соборе 1962-65 гг. Иными словами, это очередная секта. Таких расколов, подобно нашим старообрядцам, у католиков довольно много, и CMRI – лишь один из них. Разумеется, столь радикальная организация не могла не потребовать от “православного епископа” отречения от православия, что Юрий Юрчик с удовольствием сделал. Сам Марк Пиварунас на полном серьезе пишет, что Юрчик прошел испытательный срок в 8 месяцев, а на церемонии посвящения публично отрекся от всех “православных заблуждений”, подписав соответствующий документ. Нужно отдать должное радикалам из CMRI, которые составили максимально полный список латинских положений, отрицаемых православием, от Filioque и чистилища до непогрешимости папы римского и литургических особенностей, которые Юрий Юрчик признал в качестве “истинных догматов” своей веры. Прочитав на коленях новое “Исповедание веры” и подписав его, Юрчик был освобожден от “ереси” и в сущем сане принят в “католическую церковь”. Через сутки, уже 25 октября Юрчик в своем новом статусе провел свою первую мессу как “католический епископ украинского обряда”. Таким образом, “Донецкий и Луганский епископ” “Киевского патриархата” Юрий Юрчик стал “епископом-униатом”, но только в такой католической церкви, которую сама УГКЦ не признает. Ещё через сутки, 26 октября, на общем собрании CMRI новый “епископ” Юрий Юрчик через переводчика "выразил свою благодарность по случаю того, что его приняли в истинную Церковь Христа", а также попросил, чтобы для его служения руководство CMRI выдало… 40 000 долларов США. Анекдотичности этой ситуации добавляло то, именно в это время, с 20 по 28 октября, “киевский патриарх” Филарет Денисенко пребывал в США.

Но дальше произошло самое смешное: по возвращении на Украину новый “униатский епископ” Юрий Юрчик, о существовании которого реальные униаты даже не подозревали, благополучно вернулся на свою кафедру “епископа Донецкого и Луганского”, по всей видимости, намереваясь отрабатывать двойную бухгалтерию в двух расколах, и искренне надеясь, что никто об этом не узнает. Но мы живем в эпоху интернета и мобильной связи, и поэтому, когда трижды маргинальный сайт трижды маргинальной CMRI восторженно сообщил о своем новом “владыке”, все, профессионально интересующиеся международной христианской политикой люди в Киеве, об этом неизбежно узнали. 19 ноября 2002 года Юрчик был вызван для объяснений на “Священный Синод УПЦ КП”, где он в глаза Филарету Денисенко и другим “архиереям” прямо заявил, что его переход в католичество это "клевета и провокация" Московской Патриархии, реагирующей таким образом "на все более возрастающую роль Киевского патриархата на Донбасе под моим руководством".

Конечно, никто в “Киевском патриархате” Юрчику не поверил, потому что вопрос о его переходе в ультракатолическую CMRI был предметом знания, а не веры – сайт этой конгрегации обо всем говорил достаточно подробно и живых свидетелей было предостаточно. Также и Юрчик прекрасно понял, что реального доверия ему в УПЦ-КП больше нет, хотя какое-то время его ещё согласились терпеть в качестве “епископа Донецкого” – кадров у “Киевского патриархата” не так много и на такое незавидное место в этой структуре согласится далеко не каждый. С тем же успехом можно было бы представлять “Киевский патриархат” где-нибудь в Воронеже. Возвращаться в CMRI не было никакого смысла – вряд ли там его кто-то ждал после столь масштабного надувательства. И тогда Юрчик начал искать запасные выходы в других конфессиях.

Не остановило его даже то, что “Киевский патриархат” по разнарядке возвел его в “архиепископы” и он опробовал свой первый выход – 18 июня 2006 года Юрчик связался с отколовшейся от пятидесятников неопротестантской организацией “Новое Поколение”, с которой подписал соглашение о сотрудничестве "во всех направлениях деятельности, совместных молитвах и богослужениях, признавая друг друга равными партнерами; объединении деятельности, направленной на утверждение принципов Царства Божьего на земле". В тексте соглашения говорилось о том, что "это удар по всем факторам, разделяющим христианскую Церковь на конфессии, течения и деноминации, это важный шаг к объединению христиан, исповедующих веру в Единого Господа Иисуса Христа". С меркантильной точки зрения понять Юрчика можно – на Востоке Украины различные протестантские секты достаточно активны. Как, при этом, можно было на людях сочетать православие, католицизм и протестантизм, знал только он сам.

Но и на этом его догматический вояж не закончился и через два года он пробует второй выход – 9 сентября 2008 года, подписавшись “митрополитом Донецким и Мариупольским”, Юрчик отправил письмо католикосу-патриарху Ассирийской церкви Востока Мар Динхе IV с просьбой принять его в сущем сане. Читатель может удивиться тому, что украинец Юрчик вдруг решил податься в ассирийцы, но с догматической точки зрения проблема совсем не в этом, а в том, что “Ассирийская церковь Востока” это единственная в своем роде организация, исповедующая несторианство – древнюю христологическую ересь, осужденную Православной Церковью ещё в 431 году и равно отвергаемую как католиками, так и протестантами. По всей видимости, следующим этапом должно было принятие ислама или какого-либо другого нехристианского учения вообще. Однако попытка Юрчика стать ассирийцем-несторианином оборвалась, не начавшись: патриарх Мар Динхе IV переслал его письмо в канцелярию “Киевской патриархии”, удостоверился в его реальном статусе и репутации, и отказал в его прошении.

После этого “великий комбинатор” Юрчик опробует третий, и наиболее сильный выход, – вернуться в каноническую Православную Церковь. Выход похвальный, но побывавший епископом в двух расколах редко готов вернуться в каноническую Церковь простым священником, и поэтому Юрчик стал играть в политику, неожиданно провозгласив курс на сближение с УПЦ МП, выставляя себя посредником между Денисенко и Москвой. В 2007 году он начал открыто обвинять Филарета Денисенко в саботировании диалога с Московским Патриархатом и “угрожал” переходом своей епархии в каноническую Церковь. 25 ноября 2008 года самопровозглашенный “митрополит Донецкий и Мариупольский”  Юрий Юрчик от имени всей епархии написал письмо “собору епископов УПЦ-КП”, в котором он требовал уже суда и извержения из сана  Филарета Денисенко, что само по себе звучало довольно противоречиво, поскольку в реальности Денисенко уже был не только лишен сана, но даже анафематствован канонической Церковью. В итоге 26 ноября 2008 года решением “Священного синода Киевского патриархата” “митрополит” Юрчик был запрещен в священнослужении и исключен из УПЦ-КП. К этому стоит добавить, что столь “широко мыслящий” в догматическом отношении “христианин” успел забрать с собой 100 000 гривен на строительство часовни, которую никто так и не увидел. Вряд ли имеет смысл говорить о том, что план вернуться в Московский Патриархат потерял для него всякий интерес.

И тогда Юрчику остается только четвертый выход – вернуться к католикам, но не к маргинальной CMRI, конечно, где его совсем никто не ждал, а в официальную Римско-католическую церковь, представленную на Украине в качестве УГКЦ. Привыкать к католицизму ему бы не пришлось – католическую веру он признал по полной программе, не доставало только признания реального папы римского. Поэтому, пользуясь относительной неразборчивостью униатского руководства во внутренних скандалах “Киевского патриархата” и необходимостью иметь лишнего “камикадзе” в Донецке, Юрчик предложил свои услуги УГКЦ и в 2009 году был принят как простой священник, и никакие архиерейские достоинства на него отныне не распространяются – например, служить мессу он может только иерейским чином, а в присутствии предстоятеля УГКЦ, архиепископа Святослава (Шевчука), не надевает панагию и носит иерейский крест.  

С тех пор Юрий Юрчик состоит при Донецко-Харьковском экзархате УГКЦ и на данный момент его уникальные путешествия по расколам и сектам остановились. Но и стать рядовым священником в УГКЦ Юрчик не согласился, а создал “Священное братство святого Климента Римского” в составе трех иереев – его самого, а также о.Тихона Кульбаки и о.Владимира Меметова. Вряд ли нужно специально оговаривать, что отныне главная официальная задача вчерашнего “православного митрополита” Юрия Юрчика, как и всего его “священного братства”, – это пропаганда католицизма на Восточной Украине. Примечательно, что и Юрчик, и Кульбака служат в униатском “Казацком” храме Рождества Христова города Донецка (по адресу – проспект Богдана Хмельницкого, 84) при Донецком государственном университете информатики и искусственного интеллекта (ДГУИИИ). Примечательно потому, что ректор ДГУИИИ – А.И.Шевченко, полковник Службы безопасности Украины и гетман “Украинского реестрового казачества” (УРК), который, при всем своем “казачестве”, активно поддерживает униатов, подарил хрустальную булаву от имени УРК папе римскому (?) и даже украинским раввинам (??), а храм при своем университете планировал создать как интерконфессиональный, ведь наряду с униатами ректор Шевченко сотрудничает и с кришнаитами, и со “Свидетелями Иеговы”, и с другими оригинальными религиозными движениями. Так что Юрий Юрчик оказался в своей тарелке.

Таким образом, 18 февраля 2012 года Константинопольский Патриарх Варфоломей I принимал не случайную группу украинских униатов, а именно делегацию “Священного братства святого Климента Римского”, но возникает очень серьезный вопрос – знал ли Варфоломей I о том, какого именно “религиозного” проходимца он на самом деле принимает и если знал, то как он, в таком случае, воспринимает свой собственный Патриархат? Как “вселенский престол” или как проходной двор для любых международных аферистов? Вопрос вовсе не в репутации самого Юрчика и не в его, – совсем недавнем, – прошлом, хотя для “вселенского патриарха” эти аспекты не могут не иметь значения. Вопрос именно в его настоящем и тех предложениях, с которыми Юрчик приехал на Фанар.

Во-первых, на каком основании на сайте Константинопольского Патриархата Юрчик величается “архиепископом”? Официальные источники из Ватикана отрицают существование какого-либо “архиепископа Юрия Юрчика”, а на сайте самого Донецко-Харьковском экзархата УГКЦ он представился именно как священник. Следовательно, пресс-службу Фанара легко обмануть в столь щепетильных вопросах и если сегодня Варфоломей I принимает обычного католического иерея за архиепископа, то завтра он в том же статусе примет любого мирянина с улицы. Такие эксцессы постоянно позволяют себе различные маргинальные расколы и секты, но никак не “вселенский патриархат”.

Во-вторых, ещё большее удивление вызывает содержание встречи Юрчика и Варфоломея I. Наиболее подробно об этом написал сам “генеральный викарий” “священного братства святого Климента Римского” архимандрит Тихон Кульбака в своем Живом Журнале. Оказывается, оба униата отправились на Фанар с конкретным предложением благословить и поддержать их проект по… окатоличиванию Восточной Украины. Этот проект называется “От Востока до Запада: Фатимское благословение – Украине”, и он стартовал в июле 2011 года, когда члены “священного братства” во главе с Юрчиком решили прокатиться по всей Европе от Донецка до Португалии и обратно с некоей “Фатимской иконой Пресвятой Богородицы “Тобою единство”.

Католическая легенда гласит, что в 1915-1917 годах в небольшом португальском городке Фатима близ Лиссабона Пресвятая Дева Мария шесть раз являлась трем пастушкам, и во время своего появления 13 июня 1917 года якобы призвала обратить Россию в католицизм, дабы принести этой стране “спасение” и “благоденствие”.  Понятно, что для всех католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата эта легенда имеет определяющее значение. В 2010 году некий донецкий художник написал икону Фатимской Богородицы с названием “Тобою единство”, которая стала главным знаменем Юрчика и именно с этой иконой члены “священного братства святого Климента Римского” собрались отправиться в европейский тур. Спрашивается, каким образом Константинопольский Патриарх, призванный блюсти православную веру, может согласиться благословить эту икону и этот тур? Из блога Тихона Кульбаки мы узнаем, что для Варфоломея I это не составило никакой проблемы: “Его Всесвятейшество сразу же облобызал нашу икону” и “преподал лично каждому свое благословение”. Кроме того, “Патриарх тепло вспоминал свой визит в Украину, говорил о трагическом разделении украинского православия”. Также Кульбака пишет: “мы просили, чтобы через нашу икону Его Всесвятейшество передал свое Патриаршее благословение украинскому народу, всем христианам, в лице Марии чтущих Богородицу и Приснодеву. Патриарх с радостью согласился”. 

Из всего этого безобразия следует, что Константинопольский Патриарх Варфоломей I поклонился новописной греко-католической иконе и благословил крестный ход с этой иконой по Украине, то есть благословил пропаганду униатства в Восточной Украине и всех других православных территориях Европы. Из этого также следует, что Варфоломей I не скрывает своего сочувствия украинским раскольникам, причем, не только “православным”, но даже католическим.

После этого казуса до сих пор комическая роль юркого Юрчика впервые приобретает зловещие черты, ведь одно дело, когда он успевает подставить и опозорить главу ни кому неизвестного католического раскола из Америки, и совсем другое – когда он то же самое делает с каноническим Константинопольским Патриархом, претендующим на звание “вселенского”. Так наш забавный Остап Бендер от религии вдруг превращается в нечто более опасное и потому менее смешное. Остается только выяснить, была ли это настоящая подстава для самого Константинопольского Патриарха или он прекрасно “ведал, что творил”? В последнем случае вопрос уже ставится о православности самого Варфоломея I, ведь это уже не просто “экуменический диалог” – это прямая поддержка католической экспансии и отказ от православия.

 

Статья опубликована на сайте Religare.ru

Републикация статьи на греческом сайте Romfea.gr











А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007