katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Протоиерей Андрей Новиков


Единство русской цивилизации и
Русской Православной Церкви


Во время своего первого первосвятительского визита на Украину Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал концептуальное, программное заявление, прозвучавшее одновременно и как призыв к украинскому народу вспомнить высокую надмирную миссию, которая дана ему и русскому народу, и как приговор дезинтеграторским, националистическим идеям, концепциям, утверждающим некую «европейскость» украинского народа, т.е. цивилизационно-ментальную включенность его в западно-европейскую культурную и религиозную идентичность, как противопоставление восточно-европейской, православной идентичности. Вот буквальные слова Его Святейшества:

«Меня поражает другое. Я отнюдь не выступаю против западного мира — я хорошо знаю Запад и жил на Западе — но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие же ценности предлагают нам? Что такое уникальное говорит нам сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство?

Мы готовы вступать в объединенную Европу, в любую другую Европу; мы туда вступаем, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть, мы вступаем туда ради желудка и кармана? Наверное, это тоже неплохо, но тогда давайте принесем туда свои ценности, только я не уверен, что там будут готовы наши ценности принять.

Но вступать в качестве ведомых, теряя свое духовное первородство, отказываясь от своего трагического, но уникального, ни с чем не сравнимого опыта — у меня это вызывает большие сомнения.

Я думаю, что наше единство — единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, — это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить. У нас есть потенциал для развития подлинного диалога Востока и Запада — не диалога всадника с лошадью. И только такой диалог приведет к построению единой Европы. Единая Европа не может быть построена по лекалам, которые не создавались нашей с вами великой цивилизацией, самостоятельной и самобытной».

Великая цивилизационная миссия единой Руси унаследована ею от Византии как Восточной Римской империи. Эта миссия опирается на слова святого апостола Павла из 2-й главы 2-го Послания к Фессалоникийцам: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь». Удерживающим, или по-гречески Катехоном, в понимании православной традиции является власть Римской империи, наследницей которой явилась империя Византийская, а за ней — Российская. Катехон будет стоять до последних времен и всегда ограждать не только Церковь, но и нормальное существование человечества, его законное, правовое существование в противовес беззаконию, аномии, демоническому хаосу, несущему смерть не только физическую, но и духовную.

Это служение развилось в дело не только сохранения православия в самом государстве-Катехоне, не только защиты православных христиан во всем мире, но и миссии истинного, подлинного христианства среди всех народов. Именно об этой высочайшей миссии Руси говорят бессмертные слова великого инока Филофея: «два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть».

И в грамоте восточных патриархов на учреждение московского патриаршества в 1596 году московский патриарх называется патриархом Третьего Рима, т.е. того самого Катехона. Очень важно, что сегодня, когда Россия встала с колен и возвращается к своему духовно-историческому призванию быть мировым цивилизационным центром, из уст руководителей общецерковного уровня звучат слова об этой особой миссии России. Так, недавно председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви «Церковь и общество» протоиерей Всеволод Чаплин заявил:

«К понятию "Третий Рим" я отношусь так же, как и к понятию "Святая Русь". Это призыв, обращенный к нам. Призыв к тому, чтобы наш народ брал на себя ответственность за всю христианскую историю. За то, чтобы быть одним из центров христианского мира. Это не миссия власти, не миссия обладания, это миссия служения христианскому просвещению всех народов и утверждения заповедей Божиих в их жизни. Наш народ неоднократно эту миссию исполнял. Если мы будем жить по заповедям Божиим, будем сильны молитвой, будем способны передать слово Божией правды всему миру, у нас появится возможность еще не раз в истории такую миссию исполнить».

Россия, Третий Рим, неоднократно исполняла свою вселенскую миссию. Именно она освободила православные народы Восточной Европы от османского ига; она спасла Малороссию от полного окатоличивания и духовной смерти; благодаря ей до сих пор существуют древние восточные патриархаты, она остановила несшего хаос и порабощение страшного диктатора прошлого — Бонапарта. И даже будучи порабощенной безбожным режимом, Россия все равно выполнила катехоническую миссию — остановила другого тирана, стремившегося установить мировую гегемонию аномии-беззакония и изменить человечество по биологическому признаку, уничтожив при этом большую его часть. Я имею в виду, конечно же, Адольфа Гитлера. Поэтому все попытки нивелировать значение Великой Победы 1945 года — это не просто антикоммунизм или антисталинизм, это — антихристианство, бьющее не по коммунистической системе, а по вселенской миссии исторической России (не говоря уже об аморальности подобного  нивелирования даже в светском смысле).

Пробуждение осознания Россией своего вселенского катехонического призвания отчетливо видно в августовских событиях прошлого года, когда она спасла от истребления маленький православный народ. Ведь что произошло? Г-н Саакашвили решил, что можно уничтожить народ, поливая мирный город ракетным ураганом. Это — проявление аномии в ее чистом, абсолютном виде. Но на пути у аномии стал Православный Катехон, Третий Рим, и это событие должно послужить началом великого пробуждения Православной Русской Цивилизации.

Кстати, я совершенно не приемлю разговоров о том, что, дескать, Грузия — тоже православное государство, имеющее свои стратегические интересы, и, защищая осетин, русские солдаты убивали православных грузин. Не говоря уже о том, что какое же это православное государство, принесшее присягу на вечную верность России, и при первой же возможности, вместо благодарности за спасение от банального физического истребления ценой жизни десятков тысяч русских солдат, совершившее клятвопреступление и ударившее в спину своей спасительнице, и какое же это православное государство, уничтожающее мирный спящий православный город из ракетных установок — не говоря обо всем этом, грузинское государство объективно выступило на стороне антиправославной цивилизации, стремящейся ликвидировать Россию как геополитический фактор, т.е. лишить всю православную цивилизацию ее самобытности и способности к сопротивлению.

Совершение Россией своей вселенской миссии, без которой теряет всякий смысл существование России от Балтийского моря до Тихого океана, неосуществимо без единства народов исторической Руси, Святой Руси, Русского Мира — русских, украинцев и белорусов.

Дело восстановления этого единства нелегко. Но пока сохраняется духовное единство, единство Русской Православной Церкви на всем цивилизационном пространстве Третьего Рима, есть надежда. Причем надежда не только для самой Руси, но и для всего человечества, которое без фактора Москвы неминуемо подпадет под безальтернативную гегемонию антиправославной антицивилизации — той самой аномии, противостоящей Катехону. Еще раз вспомним Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Нам, вышедшим из киевской купели крещения, есть что сказать миру».

О важности единства Русской Православной Церкви как гаранта единства восточно-славянской православной цивилизации говорит современный выдающийся православный мыслитель и богослов, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион:

«Россия, Украина и Белоруссия составляют одно духовное пространство, которое формировалось на протяжении тысячелетия. На каком основании надо разделять, расчленять это духовное пространство? В течение всего этого тысячелетия много раз менялись границы этих стран, и что же, каждый раз надо разделять Церковь?.. Убежден, что эта идея об устройстве на Украине автокефальной Церкви является чисто политическим проектом, поскольку я не думаю, что этот проект разрабатывался в лоне самой Церкви. Отдельные политики на Украине желают, чтобы была автокефальная Церковь, ради достижения своих политических целей. С нашей стороны, мы категорически против их политических интересов и целей разделить одну Церковь на две части. Мы с патриархом Кириллом видим нашу миссию в том, чтобы сохранить это единое духовное пространство, формировавшееся на протяжении тысячелетия».

Некоторые пытаются опровергнуть ценность церковного единства (как, например, клирик Константинопольского патриархата архимандрит Иов (Геча), совершающий регулярные пропагандистские вояжи в Киев): посмотрите, говорят они, на территории Греции существуют и юрисдикция Элладской Церкви, и юрисдикция Константинопольского патриархата, и ничего, целостность греческого духовного пространства сохраняется. Это ложный подход.

Ведь существует огромная, колоссальная разница между путем развития Греческих Церквей и Церкви Русской. Греческие патриархаты возникли в рамках единой универсальной Империи, они вошли уже в готовую цивилизационную модель, христианизировав ее и придав высший смысл. Как таковое единство византийской цивилизации и ее миссия не зависели от автокефальности Церквей на территории Византии. Русская же Церковь сама сформировала и цивилизационное, и культурное, и государственное  единство Руси, разрушение которого, по историческому опыту, неизбежно приводило к огромным катастрофам для православия, как то: порабощение иноземным и иноверным владычеством, господство унии, маргинализация или прекращение православной миссии.

И наоборот, единство Русской Церкви всегда являлось фактором расцвета православия на огромном цивилизационном пространстве Руси, ограждало части РПЦ от порабощения еретиками, не только способствовало, но было главнейшим условием осуществления миссии Единой Руси как по евангелизации самых отдаленных народов, так и по противостоянию враждебного православию еретического Запада и воинствующего исламского Востока.

Единая Русская Церковь, ее святые — вот та сила, которая, казалось, из небытия восстановила Единую Русь, подхватившую знамя Византии и ставшую защитницей порабощенных православных народов и их освободительницей и спасительницей от полного физического уничтожения. И автокефалия Украинской Церкви, впервые задуманная в Ватикане, всегда служила задачам уничтожения сильной православной русской цивилизации, с целью полной маргинализации роли православия в мировых процессах. Вот почему так важно единство Русской Церкви и единство духовного пространства России, Украины и Белоруссии.


Статья опубликована на сайте Rus-obr.ru

 









А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007