katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Елена Малер-Матьязова


Историософский выбор Собора-2009


Накануне исторического выбора

 По прошествии весьма сложного полуторамесячного предвыборного периода, Русская Церковь вплотную подошла к, без преувеличения, историческому событию – созыву Поместного Собора и избранию своего шестнадцатого Предстоятеля. Значение Собора трудно переоценить. Не нужно забывать о важном позитивном значении, самого по себе события, его созыва, демонстрирующего и наличие нормальной внутрицерковной жизнедеятельности, и наличие положительных внешних обстоятельств, делающих проведение полноценного Собора вообще возможным, что особенно ценно в контексте нашей сложной церковной истории. Начинающий свою работу Собор будет первым собранием Русской Православной Церкви такого масштаба. Ведь предыдущий Собор созывался еще в  июне 1990 года, а значит еще в Советской России, Церковью не только ослабленной, да еще и разделенной. Работа же предстоящего Собора будет проходить совершенно в иных условиях: в возрожденной России, без какого бы то ни было давления или диктата со стороны государства, в новых реалиях воссоединившихся отечественной и зарубежной частей Русской Церкви. И главное, Собор 2009 года станет своеобразным «смотром сил», реальной демонстрацией всех результатов, достижений и проблем, накопившихся за  прошедший постсоветский период церковного возрождения, период так называемого «второго Крещения Руси».

На прошедшем накануне Архиерейском Соборе были утверждены три кандидата на патриарший престол – митрополит Кирилл, митрополит Климент и митрополит Филарет. При этом, не смотря на более чем ожидаемый выбор, хотелось бы обратить внимание на, на мой взгляд, неожиданный и очень важный результат. Это, прежде всего, продемонстрированное, вопреки многим прогнозам, невероятное единомыслие епископата, голоса которого, несмотря на наличие целых 14 кандидатов, были не разбросаны между всеми, а сконцентрированы между тремя из них. Ну и конечно, это значительное преимущество голосов, полученных митрополитом Кириллом – 97, в сравнении с 32, отданных за митрополита Климента, и 16, отданных за митрополита Филарета. Таким образом, можно говорить о том, что в результате свободного тайного голосования, с ощутимым перевесом наш епископат сделал свой выбор в пользу Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Кирилла.


Предвыборные дебаты:
митрополит Кирилл в эпицентре критики

Особенностью предстоящего Поместного Собора стала невероятная степень общественной заинтересованности и вовлеченности в его работу. Более чем показательно, что работа Поместного Собора будет транслироваться в прямом эфире государственным телеканалом «Вести», что лучше всяких слов демонстрирует понимание его статуса как важнейшего общественного и государственного события. В полной же мере эта вовлеченность проявилась в прошедший предвыборный период, во время которого многие и печатные и сетевые, и церковные и светские СМИ были заполнены всевозможными материалами – публикациями, репортажами, интервью, спорами – посвященными предстоящим церковным выборам. При этом, интересно отметить, что основной темой развернувшихся общественных предвыборных дискуссий стало не ожидаемое обсуждение различных кандидатов и агитация за них, а всестороннее и невероятно бурное обсуждение только одного из них – митрополита Кирилла, попавшего в эпицентр общественного внимания со дня его избрания Местоблюстителем патриаршего престола.

Сам по себе факт столь активного обсуждения Поместного Собора на самом деле вполне положительный: во-первых, он демонстрирует невероятный общественный резонанс, при котором тему, казалось бы, внутрицерковного Поместного Собора подхватили практически все уже не только церковные, но и светские СМИ; а это говорит о формировании глубоко небезразличного к церковной сфере общества. А во-вторых, развернувшиеся активные дебаты исключительно вокруг митрополита Кирилла более чем красноречиво показывают явную неординарность этой фигуры и фактически признают ее единственным реальным претендентом на патриарший престол. Вместе с тем, невозможно не сказать и со всей силой проявившей себя в этих предвыборных общественных дискуссиях неадекватность и болезненность части церковного сообщества, развернувшего совершенно беспрецедентную критичную кампанию против митрополита Кирилла. В этой роли выступил уже ставший привычным в этом качестве ряд антицерковных и  старо-правых ресурсов - прежде всего, особо отличившиеся Кредо.ру и Правая.ру. Поразительно, что в своей «риторике» эти ресурсы не побрезговали использовать всевозможные антицерковные сплетни желтой прессы; да еще и превзошли многие либеральные «опусы» запредельной по своей одиозности клеветой – о якобы осуществляемом «захвате власти в РПЦ» «модернистами», «экуменистами, «жидо-массонами» и прочими во главе с «кардиналом» или «митрополитом из Ватикана» Кириллом, с целью «увлечь ее к подножию Ватикана»… Одновременно с этим, и те, и другие активно распространяли слухи о наличии в проповедях митрополита «филокатолических» богословских ересях. Под прицелом их оголтелой критики оказалось все: компетентность Святейшего Синода, избравшего «такого» Местоблюстителя, его «сомнительная» внутренняя и внешняя деятельность, его чрезмерная активность, «светскость» и «политизированность», его проповеди и выступления в общественных СМИ, его выражение лица и тембр голоса, наконец…

При ознакомлении с любым из этих критических текстов, становится совершенно очевидным полное отсутствие у их авторов хоть какого-то желания объективно рассмотреть перечисляемые ими «пункты обвинения», вместо чего они занимаются намеренным выдергиванием из контекстов отдельных действий и слов, а затем их искажением и ложной интерпретацией, исходя из их собственных нездоровых предубеждений и  оппозиционных анти-синодальных и анти-кирилловских позиций…Самое абсурдное то, что по сути дела, основная критика касается той деятельности митрополита Кирилла, которой он  занимается в силу своих непосредственных служебных обязанностей с регулярного одобрения Святейшего Патриарха и Синода – то есть как раз осуществлением внешних связей Московского Патриархата со светскими – политической, научной и культурной общественными сферами; осуществлением диалога и взаимодействия Русской Православной Церкви с инославными христианами… Конечно, подобное дерзкое поведение и откровенная клевета по отношению к  уважаемому церковному иерарху и избранному патриаршему Местоблюстителю, не может не поражать. И надо признать, что такое критичное состояние и анархистское поведение части церковного сообщества демонстрирует ее серьезную болезненность и  слабую воцерковленность. Так что, одной из первоочередных задач новоизбранного Патриарха, должна стать серьезная диагностика и работа по оздоровлению части нашего церковного сообщества.

В этой связи, хочется процитировать одну очень точную фразу, высказанную как раз в разгар всей этой предвыборной антикирилловской кампании:

«Не любит наше общество сильных, они становятся одинокими. Маленькие мыши, неталантливые, злые кучкуются для того, чтобы порвать большого зверя. Это страшный грех и беда нашего Отечества – бояться сильных вокруг себя, бояться идущих впереди, решающих вопросы. Коллективная безответственность оказывается теплее, чем индивидуальная ответственность…и тогда его забывают и гнобят, не слышат, не видят и тихо за спиной говорят про него гадости…» (Н.С. Михалков, «Имя Россия», передача о Столыпине (декабрь, 2008).


Безальтернативная программа митрополита Кирилла

У митрополита Кирилла есть очень хорошее оружие против всех его критиков и разоблачителей. Несмотря на весь этот сумасшедший прессинг с их стороны, их «компромат» никогда не будет иметь должного результата, поскольку митрополит Кирилл, в отличие от большинства остальных кандидатов, самый активный и открытый, который постоянно декларируют свои церковные позиции в своих многочисленных проповедях, выступлениях и интервью; который постоянно разъясняет всевозможные домыслы, искажения и предубеждения относительно его мировоззрения и позиций.

Программа митрополита Кирилла сочетает в себе две важнейшие составляющие. Первая заключается в его позиции наследования и продолжения линииСвятейшего Патриарха Алексия Второго. Многие критики митрополита Кирилла намеренно пытаются «развести» и «растождествить» его деятельность от деятельности и достижений Алексия Второго, отчаянно критикуя первую и восхваляя вторую. При этом, видимо, сознательно игнорируя тот факт, что эти иерархи на протяжении всех двадцати лет работали вместе, рука об руку, и совместно добивались всех этих достижений: и принятия важнейших программных церковных документов – «Социальной концепции», «Миссионерской концепции», «Об отношении к инославию», декларации «О правах и достоинстве личности»; и сохранения внутреннего церковного единства Русской Церкви, вопреки навязываемой идеи автокефализации Украинской митрополии; и осуществления долгожданного воссоединения Русской Церкви в Отечестве и Зарубежом.

Вторая же принципиальная составляющая программы митрополита Кирилла заключается в его позиции необходимости активной миссионерской работы и в различных сферах общества, и в различных странах мира; перехода на новый этап церковного развития: от постсоветского восстановления «церковных оград» – к новому этапу выхода за пределы «церковных оград»; от периода церковного возрождения – к периоду активного миссионерства и катехизации. Это программа активной и разносторонней миссии, и внутренней, и внешней, распространяющейся и в политической, и в научной, и в культурной сферах; и в интеллектуальной, и  в  обывательской, и в неформальной среде; и в учебных заведениях, и на улице, и на телевидении, и в интернете… Одним из проектов этой миссионерской программы можно считать проводимый митрополитом Кириллом ежегодный Всемирный Русский Народный Собор, являющийся уникальной общественной площадкой, местом встреч и взаимодействия Церкви с представителями всех сфер современного общества, обсуждения и разрешения самых насущных проблем и задач, стоящих перед современным российским обществом и государством – от политических и идеологических, до экономических и демографических…

О необходимости такого перехода на новый этап церковного развития в 2000-е годы говорил и сам Святейший Патриарх Алексий Второй. Но, поскольку, перед ним все еще стояла задача церковного возрождения, об этом он говорил как о необходимом будущем:
«Еще недавно круг деятельности священника ограничивался стенами храма, а Церковь была искусственно отсечена от жизни народа. Ныне ситуация радикальным образом изменилась. Священник стал общественной фигурой, его приглашают на радио и телевидение, в тюрьмы и воинские части, он выступает в средствах массовой информации, встречается с людьми разных профессий, различного интеллектуального уровня. Сегодня от пастыря требуется еще и способность говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими современная действительность» (Из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.).

Митрополит Кирилл в одном из своих многочисленных выступлений так охарактеризовал задачи нового этапа: «При патриархе Алексии II произошел впечатляющий рост числа приходов, монастырей, школ. Миллионы людей приняли святое крещение и считают себя православными. Однако степень их воцерковленности оставляет желать лучшего», поэтому «сейчас нужно возрождать церковность в самом широком смысле этого слова – через духовное просвещение, миссионерство, катехизацию, социальное служение, церковно-общественную деятельность. Именно над дальнейшим решением этих задач придется трудиться будущему патриарху». ( Интервью Патриаршего Местоблюстителя газете «Труд» 26 января 2009 года).

Более чем показательно, что в процессе развернувшихся предвыборных дебатов, все самые активные клирики и миряне, все самые известные и активные миссионеры – и дьякон Андрей Кураев, и отец Даниил Сысоев, и отец Димитрий Смирнов, и игумен Сергий Рыбко и другие – сплотились вокруг митрополита Кирилла, вокруг его программы разнообразной и всесторонней церковной миссии. Поэтому, независимо от итогов Собора, можно говорить об уже произошедшем образовании настоящей команды активного миссионерского действия.

И это не случайно, потому что как для современной Русской Церкви, так и для современной России и русского народа, находящегося в процессе самоидентификации и поиска собственной государственной и национальной идеи, программа митрополита Кирилладействительно безальтернативна. Будем надеется, что исторический выбор Поместного Собора, вслед за уже произошедшим выбором епископата, будет соответствовать масштабным задачам, стоящим перед самой большой поместной Православной Церковью мира в начале третьего тысячелетия церковной истории.

Статья опубликована на сайте Win.ru





А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007