katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















18 мая 2007 г. на Клубе «Катехон» в Институте Философии РАН прошел семинар по итогам состоявшегося накануне
исторического воссоединения РПЦ и РПЦЗ.

Главными участниками и гостями семинара были священники Русской Православной Зарубежной Церкви:
отец Николай Артемов (Мюнхен), отец Эндрю Филлипс (Лондон), отец Петр Перекрестов (Сан-Франциско), отец Сергий (Атланта), епископ Штутгартский Агапит.

Ведущий семинара - глава клуба "Катехон" Аркадий Малер.
Автор репортажа - Елена Малер-Матьязова






Елена Малер-Матьязова

Историческое событие воссоединения
Русской Православной Церкви

По итогам произошедшего 17 мая 2007 года действительно исторического события - подписания “Акта о каноническом общении” между двумя частями Русской Православной Церкви - 18 мая на Клубе «Катехон» прошел семинар «Историческое событие воссоединения Русской Православной Церкви». Основными участниками и почетными гостями семинара стали представители Русской Православной Церкви Заграницей из разных стран «русского зарубежья»: епископ Штутгартский Агапит, помощник епископа Агапита отец Петр Перекрестов (Сан-Франциско), отец Сергий (Атланта), секретарь епископа Берлинского отец Николай Артемов (Мюнхен) и отец Эндрю Филлипс (Лондон). Прозвучавшие на семинаре выступления косались самых насущных тем, связанных с драматичной историей обеих частей Русской Православной Церкви, особенностями жизни “русского зарубежья”, объективным и субъективным восприятием современной России, а также этапами долгого пути к состоявшемуся воссоединению и будущими совместными миссионерскими проектами. На семинаре присутствовала съемочная группа телеканала «Спас», взявшая интервью у нескольких священников Зарубежной Церкви.

Начался семинар с обсуждения произошедшего более восьми десятилетий назад вынужденного разделения Русской Церкви и на российскую и зарубежную части. Это разделение, по словам первого из выступающих гостей отца Николая Артемова, явилось настоящей исторической катастрофой и личной трагедией, искалечившей многие жизни и судьбы. В связи с чем отец Николай сделал очень важное замечание: “не надо обвинять убежавшего Христа в пользу Ирода”, потому что “позорно гнать, а не быть гонимым”. По его словам, важно понимать, что эта трагедия коснулась зарубежной части Русской Церкви и русского народа ничуть не в меньшей степени, чем отечественной, как может показаться на первый взгляд, она претерпевала не менее ужасные гонения и страдания, к тому же тяжелейшим лишением является и само по себе изгнание на чужбину, с потерей в большинстве случаев всего имущества и долгим отсутствием элементарных средств для существования. В то же время, по его словам, пережитый зарубежниками опыт обнищания и возрождения “с нуля” стал очень важным приобретением Зарубежной Церкви, пригодившимся ей на протяжении всей последующей истории.

Восстановление канонического общения обеих частей Русской Православной Церкви обсуждалось всеми присутствующими как поворотное событие современного этапа ее истории, являющееся окончанием вынужденного многолетнего разрыва; но, в то же время, только началом реального объединения и взаимодействия. В этой связи, отец Николай подчеркнул необходимость совместного, тщательного пересмотра и аккуратного решения всех проблем, до сих пор тревожащими прихожан как в России, так и за рубежом. Некоторые из них действительно были разрешены на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года, на котором благодаря принятой “Социальной концепции” была решена проблема отношений Церкви со светской властью, а благодаря “ Концепции об отношениях с инославными ” решена проблема экуменизма. В качестве же одной из болезненных и проблематичных тем отец Николай привел положение каждой из частей Русской Православной Церкви в период Второй мировой войны, в контексте антихристианской - в одном случае большевистской, в другом нацистской - власти.

Говоря о произошедшем воссоединении РПЦ и РПЦЗ, епископ Агапит Штутгартский подчеркнул глубокое символическое значение того факта, что “Акт о каноническом общении” подписали именно Святейший Патриарх Алексий II и именно Владыка Лавр. Поскольку они были свидетелями и участниками всего пути русской Церкви последнего 70-летия, именно они являются главными действующими лицами совершившегося объединения, на протяжении многих лет проводя тяжелую работу для его осуществления. Епископ Агапит также отметил, что возвращение к единству русского православного мира должно сопровождаться возвращением к основам православного богословия, прежде всего, к точному пониманию непреходящего значения темы Личности в христианском мировоззрении.

Реальное объединение разрозненных частей Русской Церкви и русского народа, по мнению выступающих, является не одноактным действием, но долгосрочным процессом, участниками начала которого мы стали. Как отметил отец Николай, сейчас для нас самое главное – постараться узнать, почувствовать и понять друг друга. По его словам, во многих случаях только встречи на личностном уровне, только диалог дает возможность почувствовать и понять наши столь разные контексты. Очень важным, по мнению выступающих, является взаимное знакомство с накопившимся за это время богословско-теоретическим и практическим наследием. В этой связи, подробное сообщение отца Николая и достаточно продолжительное обсуждение вызвала фигура первого митрополита РПЦЗ Антония Храповицкого, яркая личность и внушительное богословское наследие которого до сих пор остаются в нашей стране весьма малоизвестными. Кроме того, подробное сообщение о важном и малоизвестном опыте в области сохранения и возрождения классического православного образования сделал отец Сергий, директор собственного православного лицея в Атланте (США). Он рассказал о всех сложностях формирования православной школы в столь чуждом либеральном контексте, подчеркнуто индифферентном к любым религиозно-культурным и социальным явлениям, сложностях основания собственных, русских православных анклавов – сложностях, дающих при этом важнейший опыт сохранения и бережного отношения к собственным традициям.

Еще одна важная тема, обсуждавшаяся на семинаре, была связана с противниками произошедшего воссоединения, в весьма небольшом количестве имеющихся и с одной, и с другой стороны. Практически всеми выступающими было отмечено, что основной причиной этой позиции является наличие определенного числа различных предрассудков по отношению друг к другу, что, главным образом, связано с недостаточным знанием соответствующих исторических реалий. По словам отца Николая, в Русской Зарубежной Церкви существуют значительные региональные различияв представлениях о современной России; и самая сложная ситуация возникает с представителями уходящего поколения, не готовыми увидеть и осознать кардинальные перемены, произошедшие с Россией. На эту же проблему указал и отец Сергий, по мнению которого основными противниками воссоединения являются представители третьей волны эмиграции, в силу определенных обстоятельств оказавшейся наиболее антироссийской.

Что касается современной России, то, как отмечали все участники семинара, перемены, произошедшие в ней, действительно колоссальны. Было отмечено, что Россия уже давно стала реально свободной страной, со всеми вытекающими из либеральной свободы плюсами и минусами, но в то же время, Россия – именно православная страна, в большей степени, чем какая-либо иная, и ее православие – осуществленный ею самой, свободный и твердый выбор. На представителей Зарубежной Церкви огромное впечатление произвел Президент России Владимир Путин именно как верующий православный человек, искренне переживавший за бывшее разделение внутри Русской Православной Церкви и сыгравший непосредственную роль в процессе ее воссоединения. Отец Петр отметил, что мы, живущие в современной России, сами не знаем и не ценим то невероятное богатство, которое имеем, прежде всего, восстановление огромного количества храмов по всей стране, в каждый из которых можно зайти и принять участие в богослужении, это сами русские люди и звучащая отовсюду русская речь, нехватка которой так остро ощущается в Зарубежье.

Наконец, программный доклад Православная Русь и Всемирный Совет Православия прочел отец Эндрю Филлипс. Отец Эндрю – англичанин и бывший англиканин, в молодом возрасте сознательно принявший Православие именно в русской традиции. По его мнению, современная Россия действительно стала не только православной страной, но и центром Вселенского Православия, способным и обязанным сплотить все Поместные Православные Церкви в единую Православную Цивилизацию. Важным шагом на этом пути, по мнению отца Эндрю, является создание, вопреки различным существующим меж-христианским форумам, собственной международной православной организации – «Всемирного Совета Православия». Резиденцией же такого важнейшего международного православного проекта может и должна стать именно Москва или подмосковный Новый Иерусалим, построенный в XVII веке Патриархом Никоном именно как международный православный центр.

В завершении семинара всем его участникам были подарены иконы великого cвятого Русской Православной Зарубежной Церкви Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.


Полный ФОТО-репортаж семинара





А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007