katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















 

16 декабря 2005 г. на Клубе "Катехон" прошла
встреча с Романом Анатольевичем Силантьевым (р.1977),
кандидатом исторических наук, исламоведом,
исполнительным секретарем межрелигиозного совета России.



Обсуждение книги "Новейшая история ислама
в современной России" (2006)


Елена Малер-Матьязова
:
"Новейшая история исламского сообщества России": реабилитация "скандальной" книги"


 


Елена Малер-Матьязова

«Новейшая история исламского сообщества России»: реабилитация «скандальной» книги.

В феврале 2006 г. состоялось первое в новом году заседание Межрелигиозного Совета России, итоги которого сделали его одним из важнейших событий месяца. На первом же заседании Совета после прошлогоднего скандала, связанного с осуждением Советом Муфтиев России книги Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России», «скандальная» книга получила прямую поддержку со стороны Центрального Духовного Управления Мусульман России.

Напомним, что книга «Новейшая история исламского сообщества России» (М.: Союз писателей России, «Ихтиос», 2005), написанная секретарем Межрелигиозного Совета России Романом Силантьевым, посвящена анализу современного российского ислама, его истории и современного состояния; она состоит из трех частей: первая посвящена общей новейшей истории исламского сообщества России, вторая — истории ислама в каждом регионе нашей страны, третья же — раскрытию причин раскола исламского сообщества России. Книга является докторской диссертационной работой Р.Силантьева и представляет собой определенный итог научных исследований автора на тему современного российского ислама, наряду с его более чем 100 печатных работ, а также кандидатской диссертационной работой 2003 г. «Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России». По оценкам специалистов, этот труд является первым масштабным исследованием истории российского ислама последних пятнадцати лет, в котором подробно описаны самые важные аспекты истории российской исламской уммы.

Выход книги состоялся еще в октябре 2005 г., после чего в Паломническом Центре Московского Патриархата прошла ее презентация, на которой труд был отмечен весьма положительными отзывами как со стороны научного, так и со стороны церковного сообщества: среди них были отзывы этнолога и религиоведа, сотрудника Института этнологии РАН Павла Пучкова, социолога религии и руководителя проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергея Филатова, профессора Дипломатической академии Игоря Панарина, заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввина Зиновия Когана, кроме того, высокую оценку книга получила и от представителей "исламского сообщества" — муфтия Мухаммеда Гали Хузина и Фарида Салмана.

Но, как известно, по прошествии некоторого времени, вокруг выхода книги был поднят скандал со стороны определенного круга российских мусульман – а именно, со стороны мусульман Духовного Управления Мусульман (ДУМЕР), возглавляемого муфтием Р. Гайнутдином. Со стороны исламского сообщества начали появляться многочисленные отзывы и заметки, яростно критикующие книгу, наделяющие ее многочисленными определениями типа «дневник антиисламского папарацци», «исламофобский памфлет», «дайджест "желтой прессы" «большой ящик грязного белья», «цистерна помоев», и т.п. Появились многочисленные обвинения Р.Силантьева в «издевательском отношении и неприязни к мусульманам», «неуважительном и даже презрительном отношении к мусульманским лидерам», намерении "очернить священнослужителей и руководителей почти всех религиозных центров традиционного ислама страны"… Вскоре со стороны Совета Муфтиев России во главе со все тем же муфтием Р. Гайнутдином Межрелигиозному совету России был выдвинут ультиматум. В знак протеста против книги Р.Силантьева муфтии России заявили о своем возможном выходе из Межрелигиозного Совета России, поскольку книга автора, являющегося исполнительным секретарем этой организации, по мнению муфтиев содержит сплошную клевету в адрес многих представителей современного российского ислама.

Реакция на столь громкое заявление Совета муфтиев последовала сразу же: в защиту труда Р.Силантьева как объективного непредвзятого исследования внутреннего состояния современного российского ислама выступило огромное число видных светских и религиозных деятелей. В декабре, в связи с книгой Романа Силантьева в Союзе писателей России состоялся круглый стол "Диалог культур: базовые ценности российского общества», на котором обсуждалась неожиданно яростная и запоздалая реакция исламского сообщества, недоумение в связи с которой выразили председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, ответственный редактор серии "Национальная безопасность" издательства "Ихтиос" Сергей Катькало, сопредседатель СПР, профессор МГУ Сергей Перевезенцев и другие. По поводу книги Р.Силантьева агентством «Интерфакс» был проведен опрос, по данным которого ни один из ведущих российских религиоведов — среди которых можно назвать эксперта по политическому исламу Георгия Энгельгардта, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, руководителя проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергея Филатова, доктора исторических наук, профессора философского факультета МГУ Сергея Перевезенцева, заведующего кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы Ольгу Васильеву — не счел книгу Романа Силантьева предвзятой и исламофобской; при этом всеми было отмечено, что автор воспроизвел реальную историю становления российского исламского сообщества. А заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета Марат Мусин заявил об острой актуальности книги Р.Силантьева, которая, по его мнению, самым полным образом демонстрирует историю российской исламской уммы и позволяет проанализировать ее внутренние проблемы в самый актуальный для этого момент для нашей страны, начинающей сталкиваться со все более частыми проявлениями ваххабизма.

Собственное суждение по поводу разгорающегося скандала вокруг труда Р.Силантьева высказал журналист и телеобозреватель М.Леонтьев. По его мнению, обвинения книги в исламофобии неуместны, поскольку «Силантьев никогда не боролся с исламом»; проблемы же, существующие внутри исламской уммы, «должны, в первую очередь, волновать руководителей исламских организаций", а «резкая критика книги наглядно демонстрирует масштабы влияния исламистов на жизнь мусульманской общины страны»; а с исламистами, как он подчеркнул, "не бывает никакого умиротворения", так как «чем больше мы уступаем, тем больше мы подкармливаем радикалов и их марионеток среди мусульман». В защиту Р.Силантьева высказался и дьякон Андрей (Кураев). По его мнению, Роман Силантьев стал жертвой "совершенно неприличной идеологической кампании", поскольку все обвинения со стороны исламского сообщества в его адрес являются безосновательными; по его словам, при сравнении обвинений, предъявленных автору, с текстом книги, он обнаружил «полное несовпадение, то есть, на указанных страницах нет просто ничего похожего на то, что инкриминируется»; книга же, по его мнению, посвящена той сложности, которой действительно характеризуются внутреннее состояние российской исламской уммы, а ученым и чиновникам необходимо иметь объективную информацию о том, "что происходит в мире ислама и что лидеры ислама друг о друге думают". Интересно, что, по словам самого Романа Силантьева, основной целью его работы было ни в коем случае не разоблачение и оскорбление российского исламского сообщества, но, напротив, предотвращение исчезновения традиционного российского ислама, неизбежно грозящее ему в случае продолжения развития весьма определенных и точно им обозначенных негативных тенденций внутри исламского сообщества. Подобная же реакция со стороны мусульман, по его словам, вообще понятна: эта книга разоблачает все основные показатели «исламского мифа»: необычайную сплоченность исламского сообщества, его идеологическое и стратегическое единство, отсутствие каких либо ваххабитских тенденций, либо, если и присутствие их, то как совсем иначе понятого ваххабизма, необычайный демографический взрыв, позволяющий им говорить о 20 % российских мусульман к 2030 году при реальных 5-10%...; в противовес же этому книга описывает тот глубочайший кризис, в котором находится современное исламское сообщество, который связан и с серьезной внутренней разобщенностью, и с не таким уж большим демографическим ростом, и, что самое главное, с серьезнейшим внутренним расколом на «традиционный» и «ваххабитский» ислам и реальным ростом и распространением в некоторых регионах России ваххабизма.

Как известно, итогом раздутого вокруг книги скандала стало отстранение в конце прошлого года Романа Силантьева с поста исполнительного секретаря Межрелигиозного Совета России. Роман Силантьев сам попросил президиум этой организации освободить его от занимаемой должности, но напомнил о том, что при подготовке монографии он консультировался со всеми ведущими духовными лидерами российских мусульман и получил их принципиальное согласие на эту работу. Со стороны же части мусульман своевременно было выдвинуто предложение о необходимом замещении должности секретаря Межрелигиозного Совета России на основе принципа ротации, по которому каждые 4 года эту должность занимает представитель одной из четырех традиционных конфессий России, последовательно сменяя друг друга, в связи с чем, в качестве следующего секретаря был предложен представитель мусульман.

Дальнейшее развитие событий вокруг книги Романа Силантьева зависело от ближайшего заседания Межрелигиозного Совета России. И действительно, на первом же заседании Совета после прошлогоднего скандала ситуация получила свое разрешение в связи с тем, что «скандальная» книга Романа Силантьева получила прямую поддержку со стороны Центрального Духовного Управления Мусульман. Как стало известно, на заседании президиума Совета было зачитано письмо главы Центрального Духовного Управления Мусульман муфтия Т. Таджуддина, в котором книга Р.Силантьева была признана и отмечена как фундаментальная научная монография, в которой содержится объективное и качественное исследование действительно сложного положения современной российской исламской уммы; кроме того, труд был оценен как ни в коем случае не исламофобский, но, напротив, апологетичный по отношению к российскому исламу, а потому чрезвычайно нужный и полезный для самих мусульман. Это заявление со стороны мусульман ЦДУМа стало действительно решающим, поскольку после него стало возможным говорить о том, что положительная оценка и поддержка книги Р.Силантьева на сегодняшний день продемонстрирована большинством российского исламского сообщества, входящим в состав двух из трех крупнейших исламских центров России — Центрального Духовного Управления Мусульман муфтия Т. Таджуддина и Координационного центра мусульман Северного Кавказа, высказавшихся в поддержку книги Р.Силантьева еще в декабре прошлого года!

В поддержку, обозначенной большинством российских мусульман позиции, на этой неделе на сайте «ислам в Нижнем Новгороде» появилась статья Дамира Мухетдинова, руководителя аппарата Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМНО), который заявил о том, что книга Р.Силантьева является «даром Аллахом мусульманам», поскольку призывает к объединению всех традиционных умеренных российских мусульман во всех российских регионах: «Нам кажется, что книга Силантьева, как и сам Роман, – дар Всевышнего Аллаха мусульманам России, сабаб (причина), через которого мы можем и должны осознать всю пагубность нашей разобщенности, бесконечных дрязг, выяснения отношений между "муфтиями", кто из них самый-самый..." По его мнению, в российской умме имеет место явный и прогрессирующий раскол, который как раз и описан в книге Р.Силантьева и который действительно является серьезнейшим препятствием на пути нормального существования ислама в России. Доказательством подлинных намерений автора книги Дамир Мухетдинов считает неслучайно выгравированный на ее обложке аят Корана "Держитесь за веру в Аллаха все, и не разделяйтесь..."! А ради блага всей общины, по его мнению, некоторым наиболее скандальным фигурам из нынешних мусульманских лидеров необходимо оставить свои посты.

Реабилитация книги Р.Силантьева была подкреплена и другим важным событием, произошедшими на последнем заседании Межрелигиозного совета России: членами президиума Межрелигиозного совета России было высказано осуждение другой недавно появившейся книге — книге советника главы Совета муфтиев России, лидера Союза мусульманских журналистов Али В. Полосина "Евангелие глазами мусульманина. Два взгляда на одну историю". Радикальная критика в адрес этой книги прозвучала в связи с тем, что, в отличие от книги Романа Силантьева, объектом исследования которой являлось состояние современной российской исламской уммы, в которой в принципе отсутствует какая бы то ни было критика мусульманской веры и святынь, объектом исследования и критики книги А. Полосина является Евангелие – Святое Писание, Священная Книга, являющаяся святыней для подавляющего большинства граждан России и для всего Христианского мира.

Чрезвычайно важно, что и на этот раз позицию Православной Церкви поддержали определенные представители исламского сообщества, а именно мусульмане все того же ЦДУМа, а также другие мусульмане, в частности, муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тагир Саматов, являвшийся участником заседания. Естественно, что в ответ и на осуждение книги А. Полосина, и на положительную реакцию на это со стороны части исламского сообщества, со стороны другой его части на протяжении всей недели раздаются яростные заявления и в адрес Т.Таджуддина и ЦДУМа, и в адрес Р.Силантьева, и в адрес митрополита Кирилла и всего Межрелигиозного Совета России; с их стороны появилось даже предложение немедленного роспуска этой неэффективной для них организации…

Как видно, исследование Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России», описывающее наличествующие внутри российской исламской уммы постоянные противоречия и расколы, подтверждается реальными событиями. Российский ислам действительно весьма и весьма разрознен, внутри российского ислама имеется несколько различных центров, руководствующихся различными и идеологиями и стратегиями: один близок традиционному российскому исламу, готовому к межконфессиональному сотрудничеству, способному сохранить гармоничные отношения с ведущей религиозной конфессией страны; другой же близок к исламу новой волны, исламу ваххабитского толка, не готовому к межрелигиозному сотрудничеству, находящему все больше и больше противоречий с ведущей конфессией страны, создающему все больше новых конфликтных межрелигиозных ситуаций… Такой ислам не может быть понят иначе, нежели как агрессивная антигосударственная сила, не раз нарушившая ни один пункт Конституции РФ, особенно в рамках развернутой критики исторически установленной государственной символики, за что его представители безусловно должны привлекаться к ответственности. Более того, необходимо вообще подставить под вопрос нахождение представителей такого нетрадиционного для России ваххабитского ислама в Межрелигиозном Совете России — организации, созданной для представителей традиционных российских конфессий, а значит только традиционного российского ислама!

Для выхода же из сложившегося внутри российской исламской уммы сложного положения, остается посоветовать обратиться и подробно изучить исследование Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России», которое совсем в скором времени выходит во втором, значительно более расширенном и дополненном, издании.


Статья опубликована на портале «Правая.Ру»






А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007